Рынок газа в Украине: монополист умер. Да здравствует монополист

Автор: ...

Спустя три года после принятия Закона «О рынке газа в Украине», рынок не только не появился, но и имеет все признаки дальнейшей монополизации и устранения конкурентов государственной НАК «Нафтогаз Украины». Пока еще государственной.

Рынок газа в Украине: монополист умер. Да здравствует монополист - today.ua
Фото: Hyser

Рынок газа в Украине: монополист умер. Да здравствует монополист Валентин Землянский, экономист

В логике реформаторов газовый сектор в сжатые сроки должен был трансформироваться из условно «социалистической модели», когда тарифы для населения субсидируются за счет бюджета в либеральную, когда тарифы для населения и промышленности являются едиными, отсутствует государственное дотирование тарифов на газ и на рынок выходят новые игроки, которые в состоянии составят конкуренцию НАК «Нафтогаз Украины». По крайней мере, еще в июле 15 года, один из «дерзких реформаторов» НАК, коммерческий директор Юрий Витренко заявил, что целью нового руководства Нафтогаза является создание «конкурентного, открытого свободного рынка» на котором НАКу просто не останется места и он должен будет уйти. Но что-то пошло не так.

Популярные сейчас

Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников

Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal

Некоторые украинки получат $1000 на развитие бизнеса

Украинские АЗС увеличили цены на автогаз

Сначала провалилась история с увеличением тарифов. Население начали активно обрабатывать с начала 2015 года, когда шел первый раунд переговоров с МВФ. Планировалось, что будет сохранена социальная норма потребления газа (до 2400 кубометров в год), если газ используется для отопления. В таком случае тариф должен был составлять 3600 грн.  с НДС и транспортом. Для всех остальных — 7200 грн за тыс. кубометров. Потом социальную норму решили отменить, оставив только 200 льготных кубов по 3600 на отопительный сезон. Но, правда, он распространялся и на потребителей в многоквартирных домах имеющих только газовую плиту или газовую плиту и колонку.

Предполагалось, что так называемый переходной период продлится еще в отопительный сезон 16-17 годов. То есть льготная цена будет увеличена, а верхняя планка останется без изменений. Но правительство Гройсмана в лучших традициях комсомольских вожков взяло на себя повышенные обязательства и на первом же заседании нового Кабмина было принято постановление №187, которым устанавливалась единая цена для населения на уровне 6879 гривен за тыс. кубометров. Позже она была откорректирована еще на 80 гривен, но это повышение прошло практически незамеченным.

Но рынок газа так и не начал функционировать. Рост тарифов привел к серьезным социально-экономическим проблемам. Кабмин был вынужден запустить схему субсидий, для того, чтобы компенсировать негативный эффект. Но по сути — это были те же самые дотации НАК «Нафтогаз Украины», только по более сложной схеме. По предварительным оценкам за период с 15 года в адрес НАК было перечислено порядка 200 млрд гривен госдотаций, включая субсидии. При этом руководство Нафтогаза продолжает требовать 110 млрд гривен от правительства в качестве компенсации за поставки газа по заниженным тарифам в 16-17 годах.

Пока население Украины все глубже увязало в субсидионных схемах и «энергетической бедности», руководство Нафтогаза начало менять позицию относительно ликвидации НАКа. К середине 17 года в Нафтогаз заговорили о необходимости создания государственной вертикально-интегрированной компании. Видимо концентрация финансовых потоков от транзита российского газа и увеличенных в 9,5 раз тарифов на газ для населения существенно изменили позицию нефтегазовых реформаторов. Особенно это стало заметно после решения Стокгольмского арбитража, в котором по сути не нашли отражения основные требования Нафтогаза, но положительное финансовое сальдо по результатам арбитража позволило Коболеву и Витренко говорить о победе. Хотя по факту ни обещанного снижения тарифов, ни выделения Укртрансгаза из состава НАК так и не произошло.

Недавняя пресс-конференция Юрия Витренко только подтвердила опасения, что реформа газового рынка практически окончательно свернута и начинается ползучая монополизация Нафтогазом не только сегмента импорта газа, но и сегмента поставок газа всем категориям потребителей в Украине. На базе обанкротившейся дочки НАКа ДК «Газ Украины» предложено сформировать три ООО, которые должны будут поставлять газ населению, предприятиям коммунальной энергетики и промышленности. То есть по сути создаются три частные компании которые смогут аккумулировать миллиарды гривен полученных от украинских потребителей, перепродавать газ государственной Укргаздобычи по ценам немецкого хаба и инициировать процедуры банкротства против коммунальных предприятий с целью их последующего поглощения.

Хочу напомнить, что подобная попытка агрессивного захвата смежных секторов энергетики уже предпринималась Нафтогазом в начале 15 года. Тогда в парламент был внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые Законы Украины для стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины». Проектом предусматривалась возможность продажи права требования задолженности за газ в пользу третьих лиц. Продажа права требования должна была проводиться на аукционах. Аукционы могли  быть проведены четыре раза (если на предидущем никто не купил право требования). На каждом последующем аукционе дисконт рос и мог составить 70% от первоначального объема задолженности перед Нафтогазом. Именно под этот законопроект Нафтогаз активно начал информировать широкую общественность о превышении лимитов газопотребления всеми категориями потребителей и, в первую очередь, предприятиями ТКЭ.

Тогда не получилось. Но долги газораспределяющих компаний (облгазов) и предприятий ТКЭ последние несколько лет продолжаются расти как снежный ком. И стоит им перезаключить договора с новосозданными «частными лавочками» от Нафтогаза, как судебные приставы уже на следующий день будут в офисах этих компаний.

Подпишитесь на Today.ua, чтобы быть в курсе последних новостей:

Что можно сказать в заключении. Столь широко разрекламированная кампания по формированию рынка газа в Украине стала ничем иным как грандиозной схемой перераспределения финансовых потоков в газовой сфере. Из заявленных изначально целей, «дерзкими реформаторами» Нафтогаза были достигнуты только рост тарифов для всех категорий потребителей, рост энергетической бедности украинского населения и создание условий для недружественного поглощения предприятий газового хозяйства и коммунальной энергетики.

Валентин Землянский

Главное