От прямого попадания в квартиру или дом не спасет ни одно правило. Но от взрывной волны, осколков и вторичных поражений могут уберечь правильные действия в первые минуты.
Командир отряда быстрого реагирования Евгений Варава ежедневно работает на местах «прилетов» и подчеркивает: главное — не паниковать и действовать по алгоритму.
«Основная задача — не сделать еще больше жертв», — говорит он.
Евгений Варава рассказал, что делать, если шахед или ракета попали в соседний дом или на несколько этажей ниже, как помочь себе и пострадавшим до приезда медиков и чего категорически не стоит делать.
Прежде всего - собственная безопасность. Надо понять, не угрожает ли вам больше ничего. Если непосредственной угрозы нет, следует сразу звонить в экстренные службы:
112 — единый номер помощи (по этому номеру можно вызвать полицию, спасателей, медиков или газовую службу);
101 — ГСЧС;
102 — полиция;
103 — «скорая».
Самое главное правило: «что вижу - то и говорю». Задача четко и без эмоций сообщить адрес «прилета», что именно горит и есть ли внутри люди. Если звоним в «скорую», важно уточнить приблизительное количество пострадавших. На основе этого диспетчер будет решать, сколько бригад отправлять на место происшествия.
«По возможности, если это какой-то специфический адрес или есть специфический проезд, спасателей лучше встретить и немного провести, рассказать, как лучше проехать. Водители не всегда прекрасно знают город и ездят по навигаторам [которые во время тревоги перекидывают всех в Лиму – ред.]. Также помогает, когда есть человек, который координирует, где именно пострадавшие, чтобы спасатели не бегали и не искали их самостоятельно», — говорит Варава.
Отдельная проблема — припаркованные авто. Пожарная техника не всегда может заехать во двор, а машины возле гидрантов блокируют доступ к воде.
Как и когда эвакуироваться
Решение выходить или оставаться зависит от ситуации.
Если взрывной волной только выбило окна, а пожара нет, выходить на улицу и собираться толпой не обязательно. Но бывают случаи, когда через 20–30 минут после удара начинают осыпаться балконы.
"Бывает, что ракета «складывает» подъезд, а соседний сначала стоит. А потом начинают падать балконы", — объясняет Варава.

Материал здания имеет значение. Панельные дома, по его словам, «очень часто просто складываются». В многоэтажках спасатели в любом случае проводят эвакуацию. Оценить масштабы повреждений из квартиры сложно.
"Пока ситуация контролируема — лучше выйти. Если начнется пожар или обвал, эвакуироваться будет значительно труднее".
Важно помнить: "скорая" в огонь не заходит — это зона ответственности ГСЧС.
Спасатели советуют:
- не запирать двери на замок;
- оставлять номер телефона на дверях;
- не перекрывать самостоятельно газ или воду без прямой угрозы.
«В среднем однокомнатная квартира выгорает полностью за семь минут. То есть времени на сборы всего несколько минут», — подчеркивает Варава.
В задымленном помещении лучше всего двигаться "по стенке".
«Ориентироваться в дыму даже у себя дома трудно. Нашли стену — идем вдоль нее к выходу».
«А я просто пришел посмотреть»
После "прилетов" на места часто приходят посторонние люди.
«В первые секунды они могут помочь локализовать небольшой пожар или вывести кого-то из дома. После приезда спасателей главное вовремя остановиться и не мешать командам ГСЧС и «скорой», — говорит Варава.
Спасатели ищут ответственного за дом, человека, который знает, кто где живет.
«Бывали случаи, когда говорили: там осталась подруга. Выламывали двери — а квартира пустая, потому что подруга на даче», - рассказывает спасатель.
Точная информация экономит время и силы спасательных бригад и медиков.
Что с собой брать
«Тревожный рюкзак» — вещь специфическая и часто перегружена лишними вещами. Люди нередко складывают туда много чего "на всякий случай", но в реальной чрезвычайной ситуации большинство из них просто не пригодится. На самом деле, этот набор должен помочь продержаться автономно один-два дня, если из-за пожара, задымления или другой опасности вы временно не сможете вернуться домой.

Речь идет не о комфорте, а о базовой безопасности и минимальных потребностях человека. Прежде всего в рюкзаке должны быть документы (или их копии), наличные, банковские карты, мобильный телефон с зарядным устройством или заряженным павербанком. Также необходимо положить воду, минимальный запас еды длительного хранения, базовые лекарства и средства гигиены. Все это должно быть компактным и легким, чтобы рюкзак можно было быстро схватить и беспрепятственно двигаться.
Особое внимание стоит уделить безопасности при эвакуации из задымленного помещения. Часто большую угрозу представляет не сам огонь, а токсичный дым. Именно поэтому дома желательно иметь не только собранный рюкзак, но и базовые средства пожарной безопасности.
В частности, в жилье должны быть исправные огнетушители. Они дают шанс локализовать небольшое возгорание еще до прибытия спасателей или же выиграть критически важные для жизни минуты для эвакуации. Также важно знать, как ими пользоваться, а не просто хранить «для галочки».
Еще один важный элемент - спасательные пожарные маски или так называемые "самоспасатели". Это специальные капюшоны, которые можно надеть на голову буквально за несколько секунд.

Они фильтруют воздух и защищают органы дыхания от дыма и угарного газа. В зависимости от модели, такие маски обеспечивают защиту до 30–40 минут, этого времени обычно достаточно, чтобы безопасно покинуть опасную зону.
Аптечка: что в ней обязательно должно быть
Также необходимо иметь аптечку с базовыми предметами для домедицинской помощи: кровоостанавливающие средства, турникеты (CAT или Sich), качественные перевязочные материалы, противоожоговые гидрогелевые салфетки (но не пантенол), окклюзионные наклейки, пластыри или повязки (SAM, HALO, Beacon, HYFIN Vent), перманентный маркер, бандажи и пластыри, эластичный бинт.

«Если у вас есть все необходимое для оказания первой помощи, но вы не понимаете, как это сделать, то ничего не получится», — объясняет спасатель.
Поэтому, каждому украинцу стоит пройти базовые курсы по оказанию домедицинской помощи.
Почему "скорая" не помогает всем сразу
Первый экипаж часто становится сортировочной бригадой. Они начинают сортировать пострадавших, чтобы следующая бригада забрала того, кто может погибнуть прямо сейчас.
Пострадавшие делятся на следующие категории:
• "Зеленые" — это пострадавшие с легкими повреждениями, которые могут самостоятельно передвигаться. Речь идет, например, о переломе руки, незначительных порезах или легких ожогах. Как правило, именно таких людей во время чрезвычайных событий больше всего.
• "Желтые" — пострадавшие с травмами, не позволяющими им двигаться самостоятельно. Это могут быть серьезные повреждения, в том числе перелом обеих ног или другие травмы, которые делают ходьбу невозможной.
• "Красные" — люди без сознания или в критическом состоянии: с массивными кровотечениями, тяжелыми ожогами или в шоковом состоянии.
Шоковое состояние — это не просто эмоциональная реакция на взрыв или другое травматическое событие, когда человек напуган или сильно возбужден. Это угрожающее для жизни физиологическое состояние, когда резко нарушается кровоснабжение тканей, и организм начинает постепенно отказывать. Его признаками могут быть бледная или холодная кожа, учащенное дыхание, слабый пульс, спутанность сознания или его потеря. Определить такое состояние могут только специально подготовленные спасатели.
• "Черные" — это люди без признаков жизни и/или с травмами, несовместимыми с жизнью.
Человек под завалами: что делать

Самостоятельно разбирать завалы нельзя.
Человек сверху не понимает, какие конструкции держатся. Можно случайно раздавить пострадавшего. Тот, кто под завалами, также не должен раскрываться сам. В первую очередь необходимо оценить обстановку вокруг и начать звать на помощь. Во время разбора завалов спасатели устраивают «минуту тишины», чтобы услышать тех, кто выжил.
"Бывало, что с момента, когда нашли человека и извлекли его, проходило сорок минут. Потому что все нужно делать аккуратно: на месте должна работать минимальное количество людей, чтобы не создавать лишнего давления на пострадавшего", — объясняет Евгений Варава.
Чаще всего людей ищут в «треугольниках жизни»: если во время разрушения падает шкаф, диван или кровать, они обычно не сжимаются полностью, между ними и другими конструкциями могут образоваться пустоты, где потенциально может оказаться человек. Вместо этого кирпичные стены, бетонные плиты или перекрытия обваливаются очень плотно, практически без образования свободного пространства. В таких условиях шансов на выживание почти нет.
Как можно помогать спасателям?
Как ранее подчеркивал Варава, в критической ситуации самое главное - не мешать спасателям работать. Не стоит пытаться геройствовать, нужно сразу убрать автомобиль, если просят, и четко выполнять все указания пожарных и медиков.
«Спасатели — это не та профессия, когда можно отойти на пять минут, потому что срочно захотелось воды попить. Если ты уже начал тушить пожар, ты его тушишь до конца. То же самое и с работой правоохранителей, медиков, кинологов, пиротехников. Поэтому выделите 20 минут, сходите в магазин ребятам за водой. Она всегда нужна: умыться, протереть руки или сделать несколько глотков», — объясняет Варава.

Где прятаться от беспилотников и ракет дома?
Правило двух стен никто не отменял. Однако важно также прятаться в таких местах дома, где нет рядом окон, плитки, зеркал и других стеклянных сооружений.
«Был случай, когда человек погиб от того, что взрывной волной разорвало шкаф-купе и осколки стекла смертельно поранили его, хотя человек был за стеной», — рассказывает спасатель.
Также во время обстрела рекомендуется открывать окна для проветривания. Это частично может защитить от взрывной волны. Закрытые окна больше под угрозой вылететь внутрь жилья.
Подытожим: наша безопасность в первую очередь в наших руках. Зная базовые правила оказания домедицинской помощи, безопасного местонахождения в квартире во время атак (если нет возможности уйти в ближайшее укрытие), наличие защитных предметов в жилье, «тревожного рюкзака» могут помочь спастись самому и помочь тому, кто рядом.
Напомним, Россия атакует Украину не в полную силу: в ISW рассказали, почему враг сдерживает масштабы ударов.