Сабухи Новзуров – профессиональный фотограф и видеограф, работает в жанрах портрет, съемка событий и фуд-съемка.
Если бы вы сегодня открыли папку со своими профессиональными портретами пятилетней давности, скорее всего, почувствовали бы удивление вместо восхищения. Чрезмерно отретушированная кожа, неестественно белоснежная улыбка, искусственное омоложение через фильтры, кричащие фоны — все это было обязательными компонентами тех фотосессий. Современный человек выбирает для соцсетей и резюме совсем другие снимки: живые, с естественными текстурами лица, искренними эмоциями и мягким светом. В СМИ и на выставках мы видим как никогда живые портреты и для себя выбираем фотографов, способных запечатлеть искреннюю эмоцию в моменте.
Когда и как именно честность стала приоритетом в портретной съемке? Как современному фотографу-портретисту найти свой почерк? Сабухи Новзуров, фотограф и видеограф, рассказывает о своем пути в портретной фотографии, технических аспектах современного портрета и поиске собственного стиля.
Начало изменений и роль фотографа
Сабухи пришел в портретную съемку в 2013 году, когда мода на портрет требовала почти голливудской аккуратности в снимках. От фотографа не требовалось ничего больше, чем нажимание кнопок на аппаратуре и базовые знания фоторедакторов.
“Все помнят этот период – у большинства есть профессиональные фотографии тех времен, и вы, скорее всего, не хотите пересматривать их снова. Кажется даже, что на тех снимках не ваше лицо и не ваша улыбка, все искусственное. Я считаю, этот период случился из-за того, что роль фотографа сводилась к оператору машины – фотоаппарата. Мы были техническими исполнителями, и лишь единицы имели современное оборудование, умели ставить позы и находить контакт с моделью”, – говорит Сабухи.
Стремительное развитие Интернета повлияло на изменение отношения клиентов и профессионалов отрасли к фотографии. Распространение современных профессий, таких как программирование, дизайн, маркетинг, создало потребность в бизнес-портретах для резюме, а растущая популярность соцсетей создала спрос на живые снимки – эмоциональные, настоящие.
“Флагманские модели фотоаппаратов, на мой взгляд, также значительно повлияли на изменение парадигмы, – добавляет Сабухи. – В 2018 году я приобрел камеру нового поколения Sony α7 III – сразу, как она появилась в продаже. Это был переворот: полноформатная беззеркальная камера с фокусировкой в направлении взгляда, электронным видоискателем и другими инновационными функциями. Работа с ней стала проще, я смог меньше думать о технических ограничениях и больше — о человеке в кадре. И старые тренды на съемку постепенно уходили в прошлое”.
Как фотопортрет стал живым
Сабухи Новзуров отмечает и другие аспекты современного портретного изображения человека: переносный свет, пост-обработка, минимализм в съемке и честность вместо театральных эмоций.
“У каждого профессионального фотографа в арсенале есть переносные LED-панели и компактные светильники, которые позволяют создать нужный свет везде, где это нужно: офисы, квартиры, открытые локации, – комментирует он. – Мощные компьютеры, которые позволяют устанавливать Lightroom и Capture One и быстро обрабатывать много снимков за раз, становятся дешевле, а значит – доступнее”.
Фотограф выделяет изменения и в самой философии портретного кадра:
“Клиенты больше не хотят напускных эмоций на портретах, часто даже отказываются от классического позирования. Есть запрос на съемку “в моменте”, чтобы взгляд и улыбка были настоящими”.

Развитие стиля и первые портреты
Собственный стиль Сабухи, как ни странно, выстраивался на улицах еще незнакомого для него Киева, куда он переехал в 2013 году и привез с собой богатое портфолио. Первый серьезный проект нашел его почти сразу.
“В 2014 году я получил заказ от одной государственной организации, которая поддерживала женщин, мечтавших начать собственный бизнес, но столкнувшихся с жизненными трудностями, – вспоминает фотограф. – Задача была очень нестандартной. Необходимо было найти на улицах Киева женщин, в лицах которых читались бы разные эмоции – боль, усталость, надежда, сомнения”.
Фотограф собрал небольшую команду и несколько дней подряд ходил по городу, разговаривал с прохожими, объяснял свою миссию, просил разрешения сделать фото. “Многие люди в этот момент раскрывались нам, делились своими историями, впервые позволяли фотографироваться такими, какие они есть в эту минуту. Каждая женщина имела свою уникальную судьбу, свой неповторимый мир внутри, и я должен был показать его – в складках век, в осанке, во взгляде”, – добавляет Сабухи.
Готовые фото были представлены на большом мероприятии The Ukrainian Chamber of Commerce and Industry. Более 300 гостей увидели работы Сабухи, включая представителей из США и должностных лиц из организации USAID.
"Главное, чему научил меня опыт уличной фотографии, – чувственная взаимосвязь с моделью так же важна, как и качество техники, – комментирует Новзуров. – После этого трогательного опыта, когда мне писали, благодарили за мою работу, я даже прошел курсы по психологии, чтобы точнее видеть микрореакции на лице модели, помогать ей расслабиться, чтобы найти эмоцию, которая станет сердцем портрета".
Фотография как документ эпохи и акт человечности
Портретная фотография в цифровую эпоху пережила гуманистическую революцию. От холодной фиксации внешности мы пришли к теплой взаимосвязи двух людей, где один доверяет, а другой умеет сохранить это доверие в кадре. Парадоксально, но именно технологии позволили фотографии стать более человечной. Они освободили фотографа от роли оператора машины и дали ему возможность быть творцом и исследователем человеческой души, хроникером эмоций.

Уровень владения камерой, отмечает эксперт, – всего лишь необходимая база, а не определяющий критерий фотохудожника.
“Сначала нужно учиться увидеть за моделью человека, чей внутренний мир настолько же сложен, как и ваш собственный, – подытоживает Сабухи. – Из этого понимания возникает целостное представление о главной цели фотографии. Портрет – документ жизни, акт человечности, безмолвный свидетель доверия между человеком и тем, кому она доверилась – фотографом”.