Украинское правительство годами блокировало деятельность независимых наблюдательных советов на государственных предприятиях. Именно такая политика стала одним из факторов усиления коррупции в украинских госучреждениях, а эффективность антикоррупционной реформы в Украине выглядит достаточно сомнительной.
Об этом сообщает New York Times.
Как отмечают авторы публикации, международные партнеры Украины с начала полномасштабного вторжения настаивали на создании наблюдательных советов на государственных предприятиях. Такие советы должны были состоять из групп экспертов, а их главной задачей был контроль над расходами международной помощи, выделенной Киеву, и предотвращение коррупции.
Однако правительство Зеленского систематически медлило с назначением членов советов, а даже созданные советы не имели возможности эффективно контролировать средства, так как их полномочия ограничивались чиновниками. На фоне такой политики происходили непрозрачные кадровые и финансовые решения, которые оставались вне контроля независимых экспертов.
“В документах и интервью с примерно 20 западными и украинскими чиновниками, которые сотрудничали с советами директоров компаний или входили в их состав, NYT выявило политическое вмешательство не только в НАЭК Энергоатом, но и в государственную электроэнергетическую компанию Укрэнерго, а также в Агентстве оборонных закупок Украины”, — отмечает издание.
В качестве примера NYT приводит сомнительную инициативу по достройке Хмельницкой АЭС. Бывший министр энергетики Герман Галущенко предлагал расширить объект за счёт старых российских атомных реакторов, которые Украина должна была приобрести у Болгарии.
Международные партнеры и антикоррупционные организации резко критиковали этот проект, считая, что он не имеет шансов на успешную реализацию из-за высокого уровня коррупции. Однако украинские чиновники решили заключить сомнительные сделки с откатами на сумму около 100 млн долларов США. В то же время власти затормозили подписание этих соглашений, объяснив это противоречиями внутри совета директоров, хотя западные эксперты считают, что причина была иной.
“Соглашение по реактору приостановлено и не является частью расследования по коррупции. Но раскол в совете директоров оставил Энергоатом практически бессильным в предотвращении коррупции. Компания не смогла сменить топ-менеджеров, одного из которых отстранили от работы на фоне расследования по взяточничеству”, — пишет NYT.
По результатам расследования антикоррупционных органов, в настоящее время подозреваются в хищении, отмывании денег и незаконном обогащении восемь человек, в том числе бывший бизнес-партнёр Владимира Зеленского. Также прошёл обыск в жилище главы Офиса Президента Андрея Ермака, который впоследствии был уволен. Обвинений ему не предъявляли, в то время как бывшего вице-премьера подозревают в присвоении более 1,3 млн долларов.
Резюмируя, NYT отмечает, что антикоррупционная реформа в Украине остаётся сомнительной, и такое положение дел может привести к потере доверия международных партнёров и инвесторов.