Парикмахер-стилист международного уровня рассказал, как проложить путь к мировому признанию, какую роль в этом играют собственный стиль работы и авторские методы и может ли мастер отказать звезде шоу-бизнеса.
Индустрия красоты прошла долгий путь от шаблонных стрижек до персонализации, и сейчас этот тренд достиг пика. Исследования показывают, что 78% клиентов предпочитают салоны, предлагающие персонализированные услуги и рекомендации. Клиенты больше не ищут «просто мастера», они ищут соавтора своего образа. Но при всем изобилии успешных салонов и квалифицированных мастеров лишь немногие способны создавать моду, а не следовать ей. Техники и подходы парикмахера-стилиста Андрея Геращенко – разработчика авторской системы индивидуальной работы с клиентом и методики адаптации формы стрижки под конкретного человека – изучают коллеги в разных странах, а известные артисты доверяют ему работу над своим образом. Поговорили с экспертом о том, как профессионалу выйти за пределы ремесла, сформировать собственный почерк и построить карьеру, которая открывает международные возможности.
– Андрей, вы работаете со звездами шоу-бизнеса из разных стран, у вас ученики на разных континентах. Что нужно парикмахеру-стилисту, чтобы стать известным в международной среде?
– Для выхода на международный уровень недостаточно просто хорошо стричь или окрашивать волосы – нужно быть исключением. Звучит, возможно, пугающе, но это достигается через осознанное построение личной техники и философии, которая не копирует, а создает тренды. Определите, что вы делаете лучше, чем 99% коллег. Это может быть работа с редким типом волос, инновационное использование цвета или уникальный подход к укладкам для модных показов. Эксперт мирового уровня предлагает не стрижку, а решение, которое интегрируется в жизнь клиента. Узнаваемый почерк – то, что позволит стилисту выйти на международный уровень.
– Вы часто выступаете в СМИ как эксперт – ваше мнение влияет и на коллег, и на формирование взглядов тех, кто пользуется услугами парикмахеров-стилистов. А насколько нужна публичность в деле, где уровень мастерства определяет результат работы – стрижка или окрашивание?
– Когда о тебе говорят медиа, значит, ты чего-то уже стоишь, и это отличный инструмент для масштабирования. Если говорить о публичной работе вообще – участие в конкурсах, известных проектах, коллаборации и так далее, то повышение узнаваемости имени мастера – далеко не самое важная, хотя тоже полезная часть. В первую очередь это приобретение или закрепление уже имеющегося опыта, обмен знаниями. Международные конкурсы помогают познакомится с сильными игроками, увидеть чужой опыт и, конечно, прокачать свой. Сотрудничество с известными стилистами способствует профессиональному росту и при грамотном взаимодействии даже может привлечь интерес их аудитории к себе.
– С большой аудиторией вы работали, например, со сцены на международных профессиональных выставках в Украине – демонстрировали коллегам авторские техники выполнения стрижек. Они переняли опыт, а что получили вы?
– Для меня это тоже был интересный опыт, но в другом – на выставках Global Beauty event Intercharm и Beauty Expo я ведь представлял не только свое личное мастерство, но и интересы крупной школы для парикмахеров, с которой тогда сотрудничал. Для меня это была новая работа, которая позволила иначе взглянуть на масштаб профессии и расширить творческие границы. Кроме того обо мне как стилисте-парикмахере узнали больше людей в нашей индустрии, я завел новые профессиональные знакомства – это, я считаю, отличный результат. И тот факт, что мои наработки в парикмахерском искусстве после этих презентаций стали использовать коллеги – для меня особенно ценен.
– Эти наработки в том числе оформились в авторский метод стрижки, которому вы уже обучили немало мастеров. В чем его идея, суть?
– Основная идея – научить подстраивать модную стрижку под конкретного человека. Бывает, что клиент хочет трендовую форму, но она ему не совсем подходит. Например, у меня есть авторская методика адаптации формы стрижки Authentic Shape. Как сделать так, чтобы она выглядела органично с человеком – этому и учу. При работе с клиентом важно быть наблюдательным и честным по отношению к образу – не пытаться переделать человека под кого-то, а подчеркнуть его индивидуальность. Приступая к работе, я, например, учитываю образ его жизни, а не только форму лица, головы, тип укладки, структуру, особенности роста и направление роста волос. И после анализа нужной информации формирую ту или иную стрижку. В этом суть метода.
– Метод и ваша система персонализированной работы с клиентом легли в основу образовательной программы, по которой учились сотни парикмахеров. Кому больше вы ее адресовали: опытным или начинающим коллегам?
– Курс учитывает интересы и тех, и других, поскольку включает много практики в разных форматах: небольшими группами и индивидуально, – с постепенным усложнением материала от базовых техник к продвинутым. Мне хотелось, чтобы специалисты с большим опытом могли повысить свою квалификацию, осваивая новые современные техники и учились создавать гармоничные образы с учетом индивидуальности клиента, а менее опытные – получить прочную базу для уверенной работы с клиентами.
– Программа вызвала интерес мастеров в странах СНГ и США – оттуда ваши ученики. Как вы сами оцениваете ее как мастер и преподаватель?
– Любую работу можно улучшать и долго доводить до совершенства, но для меня важно знать, что многие ученики нашли работу в престижных салонах, начали строить собственную карьеру и развиваться в индустрии красоты. Для любого учителя это главная награда за вложенные усилия.
– В разных странах за 18 лет в парикмахерском искусстве вы и преподавали, и работали мастером в крупных салонах красоты. Как вы используете весь этот багаж опыта с сегодняшними своими клиентами?
– Действительно, опыт накопился очень большой, но это не значит, что я весь его «выливаю» на первого встречного клиента. Я вообще человек с минималистичным видением и люблю простоту во всем. Накопленный опыт использую, чтобы сформировать клевый образ для моего клиента. Он дает мне спокойствие и уверенность, которые передаются клиентам. После пяти минут общения человек становится более расслабленным, прячет заготовленную фотографию и готов к тому, чтобы я создал с волосами то, что считаю нужным с учетом его пожеланий. Для меня это как магия, которая происходит каждый раз, хотя я понимаю, что это именно результат моего опыта.
– А что ваш опыт говорит о работе с публичными персонами – артистами, музыкантами, телеведущими – насколько важно совпадение ценностей для партнерства или здесь только бизнес и ничего личного?
– В услугах, связанных с индивидуальностью, человеческая сторона отношений играет большую роль – и не важно какой социальный статус у вашего клиента. И я, например, не готов работать со всеми известными личностями подряд: есть артисты, с которыми мне было бы не очень интересно работать просто потому, что их стиль мне не импонирует. И это нормально, каждому что-то нравится, а что-то нет: кто-то слушает группу Metallica, а кто-то даже бесплатно не пойдет на их концерт. Я знаю, что моим клиентам, не только известным, интересны тот стиль, который я задаю, и я сам как личность, и таким образом возникают определенная симпатия и дружба. И совпадение ценностей очень важно, если выстраивать долгосрочные отношения. Я с удовольствием работал над стилем волос рокеров украинской группы «Друга ріка», голливудского танцора Глеба Савченко, американского поп-рэп-исполнителя Jagger Spacy и других. Да, есть проекты и сотрудничество, построенные на деньгах, но они долго не продлятся, в отличие от тех, где мастер и его клиент смотрят в одном направлении.
– Что, по вашему мнению, отличает парикмахера-стилиста с мировым признанием от просто успешного мастера? И что помогает достичь высот профессионального мастерства, как у вас, например?
– Я уверен, что парикмахера-стилиста с мировым признанием в первую очередь отличает то, что он формирует авторскую концепцию красоты, у него есть своя философия формы, свой почерк, он влияет на индустрию, выходит за рамки профессии – становится дизайнером, психологом, исследователем и философом формы, в то время как просто успешный мастер повторяет и создает просто хорошие стрижки. Мировые мастера не боятся идти против привычных приемов, они знают, как сказать «я так вижу» и не оправдываться. Мастерство в профессии приходит к тем, кто не останавливается в развитии: расширяет рамки своего мышления, не боится сложных задач и всегда открыт для новых идей.