"Воздушный капитан" круизных лайнеров, профессиональная цирковая артистка, рассказала, почему туристам нравятся воздушные и акробатические номера и какой труд стоит за каждым шоу на воде.
В круизной индустрии наблюдается бум. По данным Международной ассоциации круизных компаний CLIA, в 2025 году ожидается исторический максимум — 37 млн пассажиров. Конкуренция на рынке высокая, поэтому круизные компании делают свои развлекательные программы всё более оригинальными, а яркие и запоминающиеся номера воздушного жанра — неотъемлемая часть шоу, всегда создающая эффект «вау». Существует даже такая должность — aerial captain, что переводится как «воздушный капитан». Его задача — поддерживать высокий художественный и технический уровень шоу, чтобы каждое выступление поражало гостей, говорит профессиональная цирковая артистка из Украины Кристина Потопальская, которая работает в Celebrity Cruises — одном из ведущих операторов премиум-круизов в мире — и трижды была назначена на позицию aerial captain. С воздушной гимнасткой мы поговорили о том, что происходит за кулисами шоу и как профессионализм артиста помогает в нестандартных ситуациях.
— Кристина, скажите, что это за должность — «воздушный капитан»? Звучит немного кинематографично.
— Да, название действительно звучит немного как из кино, но работа очень серьёзная и многогранная. За названием стоит множество обязанностей, охватывающих творческий процесс, техническую и административную координацию. Перед каждым шоу или репетицией необходимо провести технический осмотр и проверку всего воздушного оборудования: лебедок, тросов, точек крепления, а также обязательные инструктажи по технике безопасности. Кроме того, этот руководитель организует и контролирует репетиции, анализирует выполнение номеров по видео, проводит регулярные тренировки, обеспечивает психологическую и профессиональную поддержку новых артистов, взаимодействует с техническими отделами и многое другое.
— Попасть на работу в Celebrity Cruises чрезвычайно сложно — на каждое место претендуют десятки, а иногда сотни кандидатов со всего мира. Лишь небольшой процент артистов получает возможность подписать контракт, а вы подписывали его пять раз. Расскажите, как выдержать такой конкурс?
— Отбор проходит в несколько этапов и включает просмотр видеоматериалов, технический кастинг, живые прослушивания и собеседования, а также профессиональную оценку уровня выполнения трюков и артистизма. Я более 18 лет выступаю в жанрах воздушной гимнастики и акробатики, и свои первые серьёзные награды получила ещё в 2012 году на Международном фестивале эстрадно-цирковых детских и юношеских коллективов «Понтийская Арена», причём в нескольких номинациях. Это были две медали за первое место, специальный приз от председателя жюри и диплом лауреата за высокое мастерство и владение многими цирковыми жанрами. За всю карьеру у меня были тысячи выступлений и десятки наград, а сюжетный номер «Жанна д’Арк», поставленный режиссёром Николаем Барановым, в моём исполнении получил признание как на сцене, так и в академической среде, так как стал практической частью моей магистерской работы «Гимнастика на полотнах в контексте современного отечественного циркового искусства». В ней я впервые системно проанализировала историю, структуру, поджанры, технику и педагогические аспекты воздушной гимнастики на полотнах как самостоятельного жанра циркового искусства. При этом художественная интеграция трюков в драматургию номера ранее совсем не практиковалась в украинском жанре воздушной гимнастики на полотнах. В общем, мой опыт и портфолио богаты. Затем я прошла отбор в компании на позицию aerial captain. Руководство отметило мои профессиональные и лидерские качества и трижды назначало на эту должность.
— Вам приходилось в этой должности сталкиваться с экстренными ситуациями?
— Да, они случаются. Однажды в начале выступления воздушных гимнастов я заметила, что ремни переплелись между собой, что создавало угрозу безопасности и делало невозможным выполнение номера дальше. Обычно в таких случаях шоу останавливают, но я нашла способ устранить проблему. Через быструю коммуникацию с флай-оператором я отдала команду опустить ремни, чтобы артисты смогли их распутать, и безопасно продолжить номер. Это позволило сохранить динамику и художественную целостность номера, обеспечить безопасность артистов, а зрители даже ничего не заметили.
— Воздушная гимнастика — сложный жанр, а во время круизных путешествий сложность возрастает из-за морской качки. Тем не менее, такие номера всегда включаются в программу. Почему?
— Воздушные и акробатические номера — это визуальная кульминация шоу на круизных лайнерах. Они вызывают у зрителей наибольший эмоциональный отклик. В условиях морской качки, ограниченного пространства сцены и большого количества стандартных танцевальных номеров именно рискованные, синхронные и выверенные до миллиметра трюки создают эффект «вау». Их отсутствие воспринимается как значительная потеря, особенно в круизной индустрии, где развлекательная программа — неотъемлемая часть туристического продукта. Отмена воздушных и акробатических номеров или технические сбои ведут к жалобам и снижению рейтингов, что негативно влияет на репутацию и экономические показатели компании.
— Вы не только контролируете проведение шоу, но и сами выступаете, и не только на круизных лайнерах. Например, на зимнем фестивале Winterfest в крытом парке Ferrari World Yas Island в Абу-Даби или в шоу «Дом таинственных приключений», поставленном в Украине. Расскажите об этих выступлениях.
— Я с большим удовольствием выступала в Ferrari World, который на время зимних каникул превращает парк в «зимнюю страну чудес». Там проходят ледовое шоу, уличные перформансы, праздничные акробатические представления и другое. Этот фестиваль получил престижную премию Park World Excellence Awards как лучшее сезонное событие года. Быть приглашённым на него очень почётно, и я всегда стараюсь впечатлить зрителей. Мы с партнёром выступали в жанре парной акробатики hand-to-hand. Номер был создан специально под нас и наши образы, и мы были единственными артистами этого жанра в программе Winterfest Abu Dhabi. Выступление произвело настоящий фурор.
Что касается «Дома таинственных приключений», то это микс жанров: иллюзия, акробатика, воздушная гимнастика, хореография, вокал, комедия. Были приглашены лучшие цирковые артисты страны. В этом шоу я выступала как соло воздушная гимнастка и старалась сделать номер максимально зрелищным, чтобы впечатлить публику. Важно, чтобы зрители оставались с эмоциями, которых не ожидали, и с ощущением, что стали частью магии на сцене.
— Шоу — это командная работа. Что делать, если кто-то из артистов не сможет выступать?
— В моей практике был случай, когда нужно было срочно ввести новый воздушный дуэт в существующее шоу. Мне пришлось организовать полную серию репетиций с новыми артистами, адаптировать свет, звук и оборудование под их номера, провести техническое тестирование и финальную проверку безопасности. Задача была выполнена в установленный срок, и новый дуэт вышел на сцену раньше, чем планировалось. Также приходилось вместе с партнёром экстренно заменять акробатическую пару, которая получила травму. В рекордно короткие сроки нам нужно было войти в шоу, в которых раньше не участвовали: без достаточного количества репетиций и ознакомительного периода. Я создала три номера и довела их до сценической готовности без внешней помощи, полностью взяв на себя функции, которые обычно выполняет постановочная команда.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать «воздушный капитан», чтобы на его «корабле» не случилось аврала?
— Он должен быть прежде всего профессионалом, который досконально знает нюансы жанра, трюки, оборудование и т.д. Нужны ясная голова, хладнокровие и коммуникабельность — умение работать с артистами и техническими специалистами. Я горжусь тем, что под моим контролем не случилось ни одного инцидента с воздушным оборудованием. Вечернее шоу — один из ключевых компонентов туристического продукта, и оно должно проходить без сбоев.