После встречи с Трампом на Аляске и визита Путина в Китай в Кремле царит эйфория. Судя по усилению воинственной риторики, власть страны-агрессора вошла в раж. В Москве уверены, что рано или поздно Украина капитулирует, поэтому нужно под любыми предлогами избегать переговоров о перемирии и идти на обострение, причем не только с Киевом.
Об итогах весенне-летней кампании россиян и еще о многом другом - в эксклюзивном для today.ua интервью с известным военным аналитиком Игалем Левиным. Он офицер запаса Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), участник второй Ливанской войны (бои между Израилем и шиитской группировкой «Хезболла» в июле — августе 2006 года) и израильской военной операции «Литой свинец» (уничтожение в Газе военной инфраструктуры движения ХАМАС в декабре 2008 года — январе 2009-го). С 2016 года Левин помогает нашим военным грамотно противостоять врагу, а его аналитические статьи можно смело разбирать на цитаты.
Вот фрагмент из его текста на Facebook в День независимости: "Сражающаяся Украина — это воплощение завета о тех, кто сопротивлялся, когда все сдавались, о тех, кто отказывался, когда все принимали, о тех, кто оставался верным, когда все предавали. Помните, что в этом мире есть многие, кто хотел бы видеть, как вы падете. Лишите их такого удовольствия".
И совсем недавно: "Все мы должны каждый день спрашивать себя вечером перед сном: что я сегодня сделал для того, чтобы русским было плохо, что я сделал, чтобы они выли и скулили?"
"У россиян вообще все идет не по плану – какой период не возьмете"
- Игаль, то, что происходит в последнее время, уже назвали постпекинской эскалацией. В ночь на 10 сентября во время очередной массированной атаки на Украину случилась беспрецедентная история – по разным данным от 19 до 23 российских БПЛА перелетели на территорию Польши, причем забрались очень далеко. Польские военные поднимали в воздух самолеты F-16 вместе с бортами союзных сил НАТО, включая голландские F-35 и итальянские AWACS, власти закрыли несколько аэропортов из-за «незапланированной военной активности, связанной с обеспечением государственной безопасности». Впервые с начала российско-украинской войны было обстреляно воздушное пространство члена Альянса. И это были не «заблудившиеся» дроны, а перелет по запрограммированному маршруту.
- Конечно, это была абсолютно целенаправленная атака.
- Наверняка ее согласовали с Путиным.
- То, что он был в курсе, - вне всяких сомнений.
- Реакция мира на инцидент была предсказуемой – много слов о недопустимости подобного и о глубокой обеспокоенности. «Мы увидели всю мнимую «силу» НАТО», - язвительно прокомментировали новую реальность российские пропагандисты. В Кремле сейчас радостно потирают руки, ведь пробный шар оказался удачным. И стопроцентно строчат приказы о подготовке более масштабных атак такого рода.
- Это была проверка на прочность НАТО и Польши. И так как мы видим, что особо серьезной реакции она не вызвала, Кремль, безусловно, продолжит такие атаки.
- Наступил новый этап войны?
- Можно ли назвать это каким-то новым этапом? Для Украины нет, но глобально, в плане противостояния той же Европы и России, - да.
- Понятно, что рано делать выводы о результатах летнего наступления россиян, поскольку еще есть время до осенней распутницы. Даст Бог, ничего радикального на фронте не произойдет.
Тем не менее западные СМИ уже выходят с заголовками типа «российская армия провалила весенне-летнюю кампанию 2025 года». Там пишут, что большинство ключевых амбициозных задач, поставленных Кремлем на период с апреля по август, не были достигнуты, что россияне не смогли развить успех в Донецкой области, не говоря уже о Херсонской и Запорожской, где линия фронта осталась стабильной. Они лишь недавно вышли к Покровску и Купянску, не создали буферную зону на Сумщине, на северном направлении план создания «пояса безопасности» также потерпел крах.
По данным военного обозревателя Bild Юлиана Рёпке, за лето россияне захватили лишь 0,3% территории Украины - 1800 квадратных километров, и это преимущественно поля, лесополосы, небольшие села и населенные пункты, не имеющие стратегического значения. Хотя у врага были определенные тактические успехи на отдельных участках фронта, его надежды на прорыв украинской обороны оказались напрасными. Более того, наши воины на некоторых направлениях перехватывают инициативу и проводят контрнаступательные операции локального характера. Если брать общую картину, что показал этот период у нас и у них?
- Это очень объемный вопрос. Можно бесконечно долго рассуждать о том, что Украине не хватает на фронте солдат, и что Россия продолжает давить, безжалостно убивая тысячи своих вояк. Об этой тенденции сказано много. Не хочется повторяться. Она сохраняется, однако появилось одно «но». Летом Россия почти не использовала бронетехнику. Она ее накапливала. И сейчас мы видим, как у них активизировались штурмы уже с ее применением. Это та разница, которую мы отмечаем, если сравнивать боестолкновения летом и в начале осени.
- Россия несколько раз меняла сроки захвата всей Донецкой области. После ухода с Киевщины, Харьковщины и Черниговщины в Кремле заявляли, что главная цель – выход на админграницы Донетчины до конца лета 2022 года. Затем были новые дедлайны – до Нового года, до весны 2023-го, до конца 2023-го, до выборов президента в марте 2024 года. Сейчас заявления более размытые: говорят о «постепенном освобождении Донбасса», избегая конкретных дат, хотя, по словам Зеленского, Путин пообещал американцам, что все произойдет до конца текущего года. Фактически же более 40% Донецкой области остается под контролем Украины. Хотя ситуация очень сложная и россияне продвигаются, все равно так называемая СВО идет совсем не по плану.
- У них все пошло не так, как они планировали, еще весной 2022 года. У россиян вообще все идет не по плану – какой период не возьмете. Потому что они везде встречают достойный отпор.

- Имея численное превосходство, они не могут его реализовать в том числе и потому, что современная война – это война технологий. Кто лидирует в технологической гонке - мы или россияне?
- Смотря в каких аспектах. Украина опережает Россию в определенных дроновых технологиях. С другой стороны, у россиян получается масштабировать какие-то решения, что Украине не удается. Это разные качества, я их не сравнивал бы.
Украина может, например, создать весьма неплохие дроны, которые способны лететь на очень большое расстояние и там поразить какую-то конкретную вышку НПЗ. Это не что-то ординарное. Сложно сделать дрон, который пролетит тысячу километров и точно попадет в цель.
С другой стороны, у России получается, например, организовать действительно массовое производство тех же шахедов. Они регулярно используют сотни дронов. Уже была атака с 805 БПЛА. Наладить серийное производство чего-либо - непростая задача. То есть мы видим, что в разных плоскостях у нас и у них есть свои плюсы и минусы.
- А время сейчас на чьей стороне?
- Русские уверены, что на их. По крайней мере наверняка так думает Путин, иначе он остановил бы эту бойню.
Оптимисты, которые поддерживают Украину, считают, что, если Запад, в первую очередь имеется в виду Европа, не прекратит поддержку Украины финансами и ресурсами, а наоборот будет ее увеличивать, то время на стороне Украины. Так как Европа несравнимо богаче России. Россия никогда не сможет ее переплюнуть в этом плане.
"Из войны сложно выйти"
- Не достигнута еще одна цель летнего наступления россиян - войти в зиму не в полевых условиях, а «пересидеть» холода в уличных боях в Покровске, Константиновке, Северске, Купянске и Боровой. Россия готовится к осеннему наступлению, о чем свидетельствует масштабная перегруппировка сил на фронте. Ожидается, что новые подразделения отправят на новые штурмы. Чего ожидать в ближайшее время?
- Война будет продолжаться, как продолжалась все это время до этого.
- 12-16 сентября пройдут крупнейшие российско-белорусские военные учения «Запад-2025». Все в напряжении, поскольку будет большое скопление сил на границе с Европой. Какие варианты развития событий могут быть? Худший сценарий?
- Сложно сказать. Худший вариант – ядерная война. Хуже не придумаешь.
А из обозримого – что русские в ходе учений пойдут на такую провокацию, как занятие какого-нибудь села, которое находится буквально на границе, и официально внаглую заявят, что они заблудились. И Запад не отреагирует жестко, а начнет дискуссии. Это будет очень плохо.
- Военный эксперт Сергей Грабский сказал: «Россияне могут воевать только людьми, а техники как не было, так и нет». В ближайшей перспективе с личным составом у противника проблем не будет. А вот с бронетехникой, в первую очередь с танками, там действительно сложности. Российская военная промышленность оказалась неспособной нарастить ее выпуск в разы.
- Да, у них есть просадка по технике, так как они за эти годы сожгли тысячи единиц. Там производят какое-то количество танков в год. Но если эти танки мы не видим на фронте, они же куда-то идут. Так что не нужно отрицать сценарий, что они могут накапливать эту технику для войны, например, со странами Балтии и Финляндией. Если не войны, то каких-нибудь ограниченных действий в том или ином масштабе.
- Замглавы российского Совбеза Медведев в статье для ТАСС о Финляндии использовал лексику и нарративы, которые Кремль озвучивал для вторжения в Украину. Он пригрозил, что главное для властей Финляндии – не забывать, что противостояние с Россией «может привести к краху финской государственности уже навсегда». Мы прекрасно понимаем, что Медведев озвучивает тексты, которые ему дают в Кремле. Тем не менее там просто так ничего не делают. Россия же воссоздала в 2024 году Ленинградский военный округ. То есть там всерьез рассматривают сценарии нападения на североевропейские страны.
- Это интересная тема. Никому не понятно, почему они резко взъелись на финнов. Не хочется гадать. Но то, что они занимаются военным строительством в Ленинградском округе, который вы упомянули, – это факт. Это видят и понимают и в Финляндии, и в НАТО.
- Что сейчас происходит в российском генералитете? Все чаще пишут, что уже несколько месяцев шатается кресло под начальником их генерального штаба Герасимовым, который занимает эту должность с 2012 года, что им очень недоволен Путин, что на место Герасимова метит командующий Сухопутными войсками Мордвичев. Там сплошные интриги за доступ к телу фюрера.
- В последнее время не следил за этим. А интриги там всегда были.
- Российские СМИ пишут, что «у России впереди две СВО – нынешняя, на Украине, и, похоже, в Азербайджане». Дойдет до «защиты» русскоязычных жителей Азербайджана?
- Нужно понимать очень простую вещь - Путин воюет настолько, насколько у него есть на это ресурсы. Если бы у него была возможность послать на головы жителей Украины не восемьсот дронов, а две тысячи, он послал бы. Если бы была сегодня еще одна большая группировка войск и возможность провести спецоперацию в Азербайджане - провел бы. Нужно понимать, что сейчас в Украине Россия задействует фактически максимум своих сил. А всеобщей мобилизации они не хотят и пытаются ее избежать. Это говорит о том, что, если вы видите, что где-то русские не действуют, то это не потому, что они хорошие и добрые, что принято какое-то мудрое решение, или потому, что они считают, что мир лучше войны, а потому, что у них просто нет на это сил.
- Насколько истощена сейчас российская армия?
- Чтобы проанализировать ее состояние, нужна серьезная информация. У меня нет того объема данных, чтобы говорить на эту тему. Это не такой простой вопрос.

- Во время парада в Пекине Си Цзиньпин, Ким Чен Ын и Путин продемонстрировали миру свою солидарность и единство. Таким образом было де-факто оформлено их противостояние Соединенным Штатам и всему западному миру. У Китая своя игра, ему нужна слабая Россия, Северная Корея напрямую зависит от Китая. Наверняка эта троица говорила и о военном сотрудничестве. Как может развиваться ситуация в этом сегменте?
- Отношения между Россией и Китаем – это не отношения равных партнеров. Что касается военного сотрудничества, Китай официально не помогает России. Но мы же знаем, что это не так. Давать оружие нельзя, Китай не хочет репутационно себя подставлять. Потому помогает обходить санкции, помогает ресурсами, станками и оборудованием. Позиция Китая - мы даем вам удочку.
Что касается Северной Кореи, ее стабильность как государства очень важна для Китая. Нужно понимать, что солдаты Северной Кореи поехали на российско-украинскую войну не без того, что Си об этом знал, мягко говоря.
- Наша главная проблема – катастрофическая нехватка людей на фронте. Силы обороны нуждаются в серьезном пополнении. Вряд ли эта ситуация будет улучшаться. Что дальше?
- Дальше будет хуже.
- До какой степени?
- Не знаю. Любая война идет по нарастающей и со временем обретает более страшную форму. Поэтому все разумные люди стараются войны заканчивать побыстрее. Обратите внимание, Израиль и Иран воевали двенадцать дней, потом разбежались. Израиль сказал: «Все, хватит», да и Иран особо не спешил бить по Израилю в ответ. ЦАХАЛ всегда проводит быстрые операции. Поэтому мировые лидеры в ужасе от Путина. Они не понимают, почему он не хочет прекратить эту бойню, ведь Путин прежде всего толкает свое государство в пропасть. На Западе считают, что он ведет себя очень нелогично.
Сейчас никто не воюет долго. Потому что из войны сложно выйти. Чем дольше она длится, тем становится только хуже.
- В последнее время много говорят о том, что после войны в Украине появятся ЧВК, что ветераны будут востребованы во всем мире именно в таком качестве, поскольку у них колоссальный опыт, их не надо ничему учить. Как вы относитесь к теме появления украинских ЧВК?
- Никак не отношусь. Если есть люди, которые хотят себя реализовать таким образом, то пусть. Главное, чтобы это оставалось в какой-то правовой зоне, чтобы эта деятельность была как-то урегулирована законодательно, и чтобы он не несла вред украинцам.

- Какие картинки этого этапа войны вам навсегда врежутся в память?
- Это три эпизода, которые видел в Киеве в начале полномасштабного вторжения.
- Вы были в это время здесь?
- Конечно.
Первый, когда огромные колонны легковых машин и бегущих из города людей шли в одну сторону, а по соседней трассе в Киев ехали танки – ЗСУ подтягивали силы с юга.
Второй – прилет по одной из колонн ВСУ, которая двигалась рядом с нами. Если бы русские немного не промахнулись, все было бы печально.
Третий – это неравный воздушный бой в небе немного южнее Киева, в сторону Белой Церкви, между украинским МиГом и двумя российскими Су. Все закончилось ничьей. Российские самолеты поднялись высоко в небо, а МиГ фактически прижался к земле и ушел в сторону запада. Это произвело на меня огромное впечатление, потому что не каждый день увидишь подобное.
Все происходило прямо над моей головой. Я находился на девятом этаже. МиГ пролетал буквально в каких-то считанных сотнях метров над зданиями. Практически можно было разглядеть тризуб на киле.
- В последнее время многих очень раздражает фраза «мы уже выиграли». Вас тоже?
- Это вопрос с подвохом. Финны, например, выиграли войну по сути. Потому что они сохранили государственность.
Цель Путина - лишить Украину суверенитета и независимости. Его устроит любой вариант - прямая оккупация, вассалитет, раздробленность и куча анклавов типа так называемых «ДНР» и «ЛНР» - неважно, главное, чтобы было подчинение Москве. Пока это не случилось. Украина сохранила государственность, так что в этом смысле на данном этапе вы не проиграли как минимум.
Украина проиграет тогда, когда в Киеве будет пророссийская власть, когда здесь будут открывать офисы ФСБ, а их агентура - спокойно работать, убивая и запугивая людей. То есть как Беларусь и Россия сейчас, например.
Понятно, что раздражает, когда говорят о победе, потому что гражданское общество постоянно чувствует невзгоды войны, которые ложатся на его плечи. Но при этом следует понимать, что государство пока даже близко не превратилось в военный лагерь, а общество в большинстве своем не ощущает реальные тяготы. Что, кстати, понимают русские, потому они используют террор и бьют по гражданским. Они не били бы, если б гражданским было бы и так максимально плохо.