12:43
06 июня
2025

"Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень неплохо", - журналист Роман Цимбалюк

Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень неплохо, - журналист Роман Цимбалюк - today.ua
11868
Ольга Бесперстова
Внештатный журналист today.ua

1 июня Служба безопасности Украины провела, причем с хирургической точностью, блестящую, очень эффектную, виртуозную и дерзкую спецоперацию по уничтожению вражеской стратегической авиации под названием "Паутина", в результате которой был поражен 41 военный самолет. А через два дня нанесла подводный (!) удар по Крымскому мосту. Еще через два дня ВСУ поразили установки ОТРК "Искандер" на Брянщине, откуда нелюди запускали баллистику по Киеву.

Таким образом, украинцы создают для Кремля, который постоянно требует от нас сначала признать "реалии на земле", где они, к сожалению, продвигаются, а затем садиться за стол переговоров, новую действительность. И эта действительность вдохновляет и придает оптимизм. Тем более, что мы точно знаем, что далі буде.

В эксклюзивном интервью для today.ua с известным журналистом, блогером и волонтером Романом Цимбалюком мы затронули и эту тему, и многие другие.

"Ситуация, когда мы вынуждены лупить по российской ядерной триаде, создана западным миром"

- Роман, почему, на ваш взгляд, такая вялая реакция европейских партнеров на уникальные операции СБУ, которые точно войдут в учебники спецслужб мира, и от которых мы все в восторге? Мы не слышим ни аплодисментов, ни комплиментов. Эти события прокомментировали натовские генералы в отставке и бывшие политики типа великого друга Украины Бориса Джонсона. А официальных отзывов нет. Вот просто тишина. И Путин тоже молчит.

– Начнем с Путина. Ему действительно нечего сказать в этом случае, кроме того, что он должен выйти и пригрозить всем нам смертью. Однако дело в том, что Путин уже это делал неоднократно и добавить к этим угрозам ему нечего. Поэтому россияне и молчат. Но это не значит, что они изменят свои планы.

Что касается европейцев, они действительно немного напуганы. Это связано с тем, что, как бы там ни было, но эскалация - это как раз то, чего они очень сильно не хотели бы. То есть западные партнеры нам, конечно, сочувствуют, однако их, в принципе, устраивало, что украинцев убивают, потому что "это же великая Россия, у которой есть ядерное оружие, поэтому мы помогать вам будем, но из-з того, что россияне такие мощные, будем делать это очень осторожно".

Уничтожение российских ракетоносцев, создававшихся в Советском Союзе в основном для того, чтобы наносить удары ядерными бомбами и по Европе, и по Соединенным Штатам, Запад действительно немного напрягает. И это нужно признать. Хотя, мне кажется, партнерам нужно нас поблагодарить (это же просто и логично – если ракетоносцы уничтожены, они их уже атаковать не будут) и увеличить военную помощь.

А вообще, вся ситуация, когда мы вынуждены лупить по этой ядерной триаде (это стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы), создана западным миром. Если бы нам в первый год полномасштабного вторжения дали все, что нужно для сопротивления и для того, чтобы продемонстрировать России, что ее никто не боится, до такого, конечно, не дошло бы.

Я люблю приводить пример одного из российских телеэфиров, где какое-то чудовище удивлялось: "Почему они уничтожают нашу ядерную триаду? Мы ведь не используем ядерное оружие против Украины". Так вот, хочется им сказать, что все эти самолеты используют для нанесения ракетных ударов по Украине.

Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень неплохо, - журналист Роман Цимбалюк - today.ua

- Известные аналитики считают, что эти спецоперации не повлияют на ситуацию на фронте, однако при этом констатируют, что Украина вывела войну на новый уровень и снова изменила мир. Вы согласны с таким мнением? Или это немного преувеличение?

– Слушайте, мы, если захотим, можем друг другу комплименты до утра рассыпать, но вопрос не в эмоциях, а в новых возможностях, которые мы теперь увидели, и в том, чтобы нам всем выжить. Понятно, что это напрямую не повлияет на ход боевых действий, потому что для этого нужны другие средства. Но эта война большая и сложная. Действительно, уничтожение Ту-95 на наступление россиян в Сумской области не повлияет. И здесь привет местной военной администрации, которая вместо того, чтобы бетонировать там все, когда ВСУ были на Курщине, просто прошляпила этот момент. Кстати, это преступление, и президенту надо своих ставленников не увольнять, а сажать в тюрьму. Но это отступление от темы.

Возвращаюсь к вопросу о влиянии спецопераций. Чем меньше у россиян этих ТУ-95, тем меньше шансов, что будут поражены те или иные объекты, в том числе военные, в тылу нашего государства. Поэтому все это связано, и наша радость абсолютно обоснована. К тому же никто не отменял то, что называется моральным состоянием общества и войска. Это стопроцентная победа в конкретно взятом случае. А главный вывод какой? Надо уничтожать врага везде, где это возможно. И когда мы делаем это на российской территории, это высший пилотаж и абсолютно законная цель.

– 2 июня прошел второй раунд переговоров в Стамбуле. Единственным, однако, очень важным их достижением, по большому счету, является согласование обмена в формате "всех на всех" тяжелораненых и тяжелобольных военнопленных и военнослужащих в возрасте от 18 до 25 лет, а также возвращение очередной партии тел погибших.

Что касается переговорного процесса, то стратегия России заключается в имитации бурной деятельности, а на самом деле в затягивании времени, чтобы успеть захватить как можно больше нашей территории в ходе их наступления. Киев и Москва демонстрируют свою конструктивность в первую очередь президенту США. В этом спектакле один зритель, и Путину важно сохранять диалог с ним. Поэтому будет третий раунд, четвертый, десятый – сплошной бег по кругу, встречи за встречами, потому что общих позиций нет и быть не может. Серьезный классический дипломатический переговорный процесс без участия персонажей типа Мединского вообще будет? Как вы видите эту ситуацию?

– Разберем ее в комплексе.

Во-первых, не думаю, что эти переговоры можно назвать бессодержательными.

Во-вторых, известно, что встреча делегаций длилась полтора часа. Понятно, что за это время можно только обменяться документами и общими фразами. Эти переговоры не для этого организовывали. Это ширма. Гораздо интереснее, о чем Мединский говорил с главой нашей делегации министром обороны Рустемом Умеровым. Россияне сообщили, что их диалог длился два часа, и мы это не опровергаем. Вот там и были, мне кажется, какие-то более доверительные, скажем, разговоры о взглядах Российской Федерации на окончание войны.

С другой стороны, это в-третьих, признаем, что россияне никогда не скрывали ни на словах, ни на деле свои стремления и желания уничтожить Украину как государство, а украинцев просто физически убить.

В-четвертых, если мы говорим о российском меморандуме, содержащем 31 пункт предложений по условиям прекращения огня, все говорят, что их требования давно известны, что это уже было. С одной стороны да, но они туда вписали новое требование – "отказ Украины от диверсий против России с гарантиями". Раньше они об этом отчего-то не говорили. А теперь им эта тема стала болеть.

Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень неплохо, - журналист Роман Цимбалюк - today.ua

Переговоры действительно инициированы американской стороной, как вы сказали. До этого вопрос стоял так: если никаких изменений не будет, то американцы и западный мир в целом начнут действовать иначе, в том числе в сегменте санкционной политики. Время пришло. Если бы нужно было провести переговоры только для того, чтобы забрать наших людей, это 100% является позитивом. А если еще и создать условия для расширения санкций, особенно против российской нефти, это тоже неплохо, хотя я очень скептичен в этом плане. Это первый аспект.

Второй. Ключевым моментом в нашем противостоянии является оружие. А здесь мне даже самому интересно. С одной стороны, мы видим, что американцы вроде бы идут куда-то не туда, не собираются приезжать на "Рамштайн" и т.д. – вообще многое не делают. Но я не слышу от представителей нашего войска жалоб на нехватку какого-то оружия, патронов или еще чего-то, как у нас было очень много раз. Мне кажется, это говорит о том, что вопрос о поставках оружия вынесен в непубличную плоскость.

"Нашим главным переговорщиком являются Вооруженные Силы Украины"

- Вы с августа 2008-го до начала января 2022-го работали собственным корреспондентом агентства УНИАН в Москве, постоянно задавали очень жесткие вопросы Путину и другим российским политикам, очень глубоко знаете ситуацию в России. Известные экономисты пишут, что страна-агрессор стоит на краю пропасти – ключевая ставка Центробанка 25%, истощение валютных и золотых резервов, демографические проблемы и т.д. Однако прогнозы специалистов противоположные. Одни считают, что крах там наступит очень скоро, другие – что экономика способна продержаться долго, потому что есть неплохие запасы. Вообще насколько истощена Россия? Могут ли запылать там Кавказ в связи с тем, что Кадыров якобы умирает, Татарстан и другие регионы?

– Это наш любимый вопрос. Мы все ждем, когда они развалятся, что у них закончатся деньги на войну и они займутся собой. Давайте сразу подчеркнем, что на это не нужно рассчитывать. Мы должны, конечно, эти вопросы выяснять, изучать, планировать, помогать чеченцам и не только освободиться от российской оккупации. Это комплексная работа на десятилетия, и ее нужно проделать.

Что касается финансовой составляющей, эти паскуды "хорошие русские", то есть политэмигранты с хорошим образованием, ввели тезис о существовании либеральной башни Кремля. По-моему, они это сделали именно для того, чтобы показать, что вроде бы что-то знают и понимают, а на самом деле они в этом случае такие же сторонние зрители, как и мы. Поэтому, когда кто-то из них говорит, что в российском бюджете стало меньше денег, пусть найдут официальные данные о том, что с начала большой войны Россия получила почти триллион долларов от продажи нефти и газа, в том числе от поддерживающих нас государств. Поэтому утверждать, что там есть дефицит средств, -  тупость и недальновидность.

У всех стран есть куча проблем. Для нас главное – исходить из того и планировать свою жизнь таким образом, что у Путина денег на войну хватит. Ему может их не хватать на Рязанскую область, на какие-то мосты, дороги, школы, еще на что-то, но хватает на Чечню и на войну. Но его это не беспокоит, потому что россияне в своей массе для него дерьмо, они не являются предметом для волнения. Потому с баблом там все будет нормально.

Между прочим, правило о деньгах и войне (что война – это дорогостоящий и ресурсозатратный процесс, требующий значительных финансовых вложений) универсально. Мы, казалось бы, тоже находимся в такой затруднительной ситуации уже много лет. Но денег хватает. То есть государство работает в полном объеме, функционируют банки, пожилые люди получают пенсии, бюджетники – зарплату. В России тоже. Поэтому рассчитывать на какой-то экономический ее крах пока не приходится, и кто бы что ни говорил, но на нее по-настоящему никто не давит, имею в виду экономическую опцию. Тот же сенатор-республиканец Линдси Грэм и, соответственно, американцы, с санкциями на 500% против Китая и Индии скачут уже очень долго. Но по определенным причинам их не принимают. Почему? Ибо: а) это больно; б) еще вопрос, сработает ли эта история.

Поэтому я все же делал бы акцент не на разговорах о том, что Россия скоро рухнет, а на том, как эффективно уничтожать врага, чтобы как минимум остановить его наступление.

Что касается мнения россиян о текущей ситуации, на самом деле нет никакого мнения. Вот просто оно не существует. Потому что в современной России ее граждане не являются субъектами принятия решений. Они могут что-то думать о войне – быть за или против, предлагать расстрелять российских срочников или расстрелять Владимира Соловьева, который предлагает их расстрелять, но это, конечно, классно для блогинга – отличные цитаты, жабогадюкинг и всякое такое. Но не думаю, что это влияет на управляемость России.

Какое там количество внутренних сил обороны – ФСБ, МВД, Росгвардия и т.п.? Три миллиона. У Путина нет никаких проблем с силовым обеспечением так называемой стабильности внутри. По крайней мере, сейчас. А как будет дальше – это гадание на кофейной гуще. Поэтому мы должны понять одно: не будет какой-то волшебной пули, что вот TAURUS нам поставят – и все, тогда они испугаются. И не будет какого-то мгновенного события, которое изменит ситуацию в нашу пользу. Конечно, черные лебеди существуют, но лучше не рассчитывать на них, потому что они могут не прилететь. На Западе могут себе позволить ждать повторения 1917 или 1991 года. Мы – нет.

– Путин уверен, что время на его стороне, что у него есть шансы завершить войну на приемлемых для него условиях, создав хаос как минимум на континенте. Он стремится уничтожить порядок, установленный 80 лет назад США и их союзниками, главный принцип которого – запрет силового захвата территорий, хотя тогда пол-Европы было отдано Сталину. Путин сеет в Украине разрушения и смерть и ради садистского удовольствия, и ради того, чтобы заново перераспределить мир в формате "Ялта 2.0". Мировоззрения Трампа и Путина в части возвращения к ситуации, когда великие государства решают судьбу малых стран, совпадают. "Мне – Гренландия, Панама и Канада, тебе – Украина, Балтия и Восточная Европа, Си Цзиньпину – Тайвань и Южно-Китайское море". Такой передел мира сегодня возможен?

– Те договоренности в Ялте стали финализацией процессов, которые происходили на земле во время завершения Второй мировой. Чтобы проводить что-то подобное сейчас, нужно победить. При всей тяжести и сложности нашего положения на фронте я не вижу оснований говорить о том, что у россиян есть такие возможности. Их мечты сильно скукожились. Раньше они говорили о том, что им нужно повторить взятие Рейхстага. Теперь хотят уничтожить Харьков и Сумы. Если мы говорим о геополитическом аспекте, разница очевидна.

К чему я веду? Я понимаю, откуда возникает этот вопрос. Он связан с российскими безумными амбициями, которые транслируют Медведев и вся эта банда. Однако они не отвечают их возможностям.

Между тем, историей с уничтожением российских самолетов на аэродромах мы подчеркиваем, что российские чудовища не являются третьей силой в мире. Откуда пошел разговор об этом треугольнике, который будет управлять планетой? Соединенные Штаты – понятно: десять авианосцев, ядерное оружие, мощная экономика. Китай – авианосцев пока меньше, но есть перспектива, что может быть столько же или больше, мощная экономика, куча людей, отдельная цивилизация. Тоже понятно. А россияне здесь с какой стороны? Вот скажите мне, что у них есть? Только понты и этот остаток советского величия в части ядерного оружия. Ядерных государств на карте мира много. Но если у тебя есть только ядерное оружие, то о чем вообще разговор? Почему-то Северная Корея не претендует на какое-то мировое господство.

То есть человечеству просто нужно привыкнуть к мнению, что если россияне убивают детей в Украине, то это не признак того, что они могут быть каким-то полюсом для планеты. Разумеется, они претендуют на то, чтобы иметь право вето на судьбу так называемых постсоветских государств. Но вокруг России все очень сильно изменилось. Азиатские государства – Таджикистан, Узбекистан, Казахстан – балансируют или тяготеют к Китаю, здесь уже доминирования российского не будет. Азербайджан соответственно к Турции. Наши любимые страны Балтии вообще являются членами НАТО. Поэтому даже в этом регионе позиции россиян совсем другие. Это нужно учитывать и, наконец, попытаться донести миру, который нам очень помогает, что, может, нужно по-другому ставить вопрос в отношениях с россиянами. Может, наоборот, нам нужна эскалация где-то в Москве, чтобы найти реальные рычаги для прекращения российского вторжения. Да, россияне не слабые, это надо понимать, но это не тот геополитический игрок, о котором писали в газетах до 1991 года.

Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень неплохо, - журналист Роман Цимбалюк - today.ua

– У главных современных геополитических игроков есть личная мотивация. Трамп хочет бизнеса с Путиным. Путин – снятия санкций и реабилитации на международной арене. Европа - чтобы Россия надолго застряла в Украине и не смогла напасть на другие страны. Китай – обогнать США и стать гегемоном номер один. Единственная мотивация украинцев – выжить и вернуть свои земли. У нас сейчас подъем в связи с этими спецоперациями. Понимаю, что прогнозировать что-то очень сложно. Однако какие события в геополитике и во внутренней политике нас ждут летом?

– Давайте в первую очередь будем оптимистами. На самом деле ситуация на фронте будет определять остальные события и внутри нашего государства, и в геополитике. Это самый важный аспект. Наш главный переговорщик - Вооруженные Силы Украины.

Каким вижу расклад сейчас? Мы, возможно, будем где-то отходить с боем. Эта опция не исключена. Мы сражаемся в пределах наших возможностей, однако делаем все по максимуму. Конечно, можно лучше, но, если посмотреть на государство в целом, я понимаю, что есть какие-то внутренние недоработки, но вообще не вижу здесь желающих сложить оружие, чтобы нас потом всех перебили. И это ключевой момент.

Что касается внутренней политики, то ее как не было, так и не будет. То есть останутся, как сейчас, и военное положение, и цензура, и другие явления. Те, кто ненавидят Зеленского, будут его и дальше ненавидеть, кто любит – так же. Те, кто спекулирует на наших внутренних дебильных решениях, продолжат это делать.

Что касается западного мира, то мы видим, что Европейский Союз демонстрирует, что в части оружия они эту войну потянут и без Соединенных Штатов. Есть вопрос, какую позицию в конце концов займут американцы. Сейчас они действительно шагнули в сторону. Но ведь проблема не только в поставках оружия, а вообще в том, что называется военно-политическим могуществом Америки. На кого она будет давить и будет ли она это делать? При Байдене они давили очень осторожно. Сейчас этого может вообще не быть, а если да, это как раз и будет разжигать огонь войны, потому что россияне в своих дурных головах это нарисовали следующим образом: если Соединенные Штаты уходят, то они точно победят. Хотя с какого перепугу? Отлично помню красивую картинку, которая крутилась в социальных сетях: 500 миллионов европейцев просят 350 миллионов американцев спасти их от 140 миллионов россиян. Так вот, если посмотреть на ситуацию с холодным расчетом, у нас есть все возможности их по крайней мере остановить. А дальше будем смотреть.

Мы все выдержим. Других вариантов просто нет. Ни одного. Украина была, есть и будет. И москали это понимают очень хорошо.

Больше о: Роман Цимбалюк