Мэра Киева Виталия Кличко уже годами критикует оппозиция, а во время войны это усилилось обвинениями, что столица мало помогает ВСУ. Но так ли это? Что происходит за стенами КГГА в то время, когда у центрального входа собираются активисты?
На все вопросы, касающиеся эффективности столичной власти, местного бюджета и расходов на озеленение, ответил в интервью для Today.ua депутат Киевского городского совета 8 созыва от партии “Удар”, военнослужащий ВСУ Олесь Маляревич.
- Как вы оцениваете роль местного самоуправления в обеспечении потребностей ВСУ и правда ли, что Киев помогает только "своим" воинским частям? Чувствуете ли в “Ахиллесе” поддержку?
Вопрос о поддержке армии очень серьезный. Согласно бюджетному кодексу, город Киев может помогать деньгами и предоставлять субвенцию только тем частям, которые зарегистрированы в городе Киеве. А ведь мы были сначала 92-й бригадой и нам давали средства на Министерство обороны и они нам все покупали. Действительно, "Ахиллес" за 2024 год получил 174 миллиона из 10 миллиардов, выделенных на ВСУ. То есть где-то два процента ушло на "Ахиллес". Всем бригадам помочь город не может, это невозможно.
И даже мэр говорит, когда к нему пачки писем приходят: "Я ведь не министр обороны, не министерство обороны, чтобы город Киев всем помог". Поэтому помогают в первую очередь тем подразделениям, которые имеют отношение к Киеву. Это там 3-я ОШБр, например, "Птицы Мадяра", 5-я штурмовая бригада Нацгвардии и еще где-то бригад 50, которые получают кто меньшую, кто большую помощь от Киева.
Сейчас гораздо труднее еще кому-то помогать, потому что очень большой перечень подразделений, которые уже получают помощь, которые отчитываются – это очень важно. Были случаи, когда бригада получила средства, но тратила их неправильно, или были какие-то "зашквары".
Вообще, Киев самостоятельно ничего не покупает, только средства передает. Чтобы не было вопросов, что купили то, что не нужно. На сегодняшний день по 10-балльной шкале по поддержке городом ВСУ я бы поставил твердую девятку. Если посмотреть по нам – мы за первый квартал получили 74 млн грн именно субвенций – из них 63 млн из Киева. Житомир – 200 тыс, Киевская область 5 000 000 грн. Поэтому Киев реально фронтмен, лидер в этом вопросе.
- Депутат Киевсовета Андрей Витренко сказал, что вообще не считает бюджет Киева бюджетом военного времени, потому что на озеленение уходит больше, чем на поддержку военных. Вы с этим согласны?
Возьмите пример Харькова – Харьков сейчас наш базовый регион и "Ахиллес" сейчас отвечает за оборону Харьковской области. В Харькове видели парки? Прифронтовой регион тратит сумасшедшие средства на городские хозяйства, потому что там живут и работают люди, которым тоже нужна работа.
Киев не может взять просто 100 млрд грн и отдать их на дотацию медикам или учителям. Город – это организм, это сотни тысяч людей, миллионы, которых нужно балансировать. Не может город взять и не тратить средства на парки, потому что там работает большое количество людей. Не может город не тратить на поддержку дорожной и коммунальной инфраструктуры.
Кто-то скажет, что в Киеве много тратят на парки, а я считаю, что и на парки нужно тратить деньги. Это то же, что и когда мы были в Константиновке, Часовом Яре, Бахмуте. Люди говорят почему в Константиновке ремонтируют дороги в то время как проваливают Бахмут… Но ведь по этим дорогам едут скорая помощь, военные пикапы, не только танки.
- То есть, вы поддерживаете эти инициативы?
Конечно! В Константиновке когда сажали деревья, это тоже нужно – потому что там люди в полном а**е находятся, понимаете?! Им это дерево, тот мини-парк – это очень важно. Людям нужно продолжать как-то жить.
Многие наши раненые возвращаются в Киев, у нас в полку большинство - киевляне. Они не имеют права прогуляться по нормальному парку? Кроме городского бюджета никто не выделит средства на парки – ни коммерческие компании, ни волонтеры, никто больше. Только городской бюджет может тратить деньги на дороги, мосты, парки. И, конечно, всегда кто-то может сказать, что это "не ко времени".
- Какие ваши предложения по планированию столичного бюджета, что следует подправить?
Знаю, что не хватает средств все же на поддержку армии – нужно больше. Но надо видеть весь бюджет, чтобы сказать, откуда деньги можно забрать. Но реально городская программа поддержки ВСУ – она самая лучшая в Украине сейчас. И все области, и все города, и все общины берут пример из Киева.
Чтобы объяснить, я вам пошагово расскажу. Есть подразделение, которое пишет, что им нужны супер современные самолеты, сертифицированные, прошедшие испытания. 10 самолетов стоят 13 миллионов. Письмо бросается для Кличко, но в ящик военной администрации. Письмо рассматривает КГГА.
Несмотря на политическую борьбу, эти вопросы рассматриваются вместе и тогда выносится решение: “Поддерживаем, подразделение действительно выполняет важную работу”. Город очень часто спрашивает именно военное командование стоит ли это подразделение того, чтобы ему дать 50 млн грн. Может это подразделение, сидит в тылу и толком ничего не делает. То есть там решается кому дать больше, а кому меньше. 3-я ОШБр, 5-я штурмовая бригада – они в приоритете, потому что выполняют самые трудные задачи.
- Между политическими силами в Киевсовете часто возникают конфликты интересов. Как вы оцениваете сотрудничество с другими политическими силами относительно приоритетов военного времени?
Относительно тех событий, которые происходили в Киевском городе совете – земельные комиссии, вопросы Комарницкого… Есть правоохранительные органы, пусть они внимательно и беспристрастно занимаются своей работой. Если действительно есть люди, нарушившие закон, то этим нужно заниматься. Не может быть исключение политического - это "Слуги народа" нарушили, или "Удар". Нельзя вешать ярлыки в зависимости от того, в какой партии человек работает: "Этот жулик, этот украл, а этот молодец". Есть профильные органы – пусть все решат.
Что касается Киевсовета, то он очень тяжело работает, потому что вы видите: происходит важное голосование, затем блокируется трибуна и имеем очередную паузу. В прошлый раз должен был проголосовать бюджет, где миллионы гривен передавались на оборону и Андрей Витренко… Я очень уважаю его, заместитель министра образования и науки. Он военным много помогает по образованию – помещение в университетах. Он классный, он коммуникабельный, он идет на встречу с одного звонка, но он делает свою оппозиционную работу.
Это знаете, как идет акция от "Слуг народа" "Деньги на ВСУ", а в это же время мы стоим во дворе Киевсовета и получаем технику и дроны. Что это такое? Город и так реально помогает. Вы слышали хоть одного военного, который сказал бы, что Киев не помогает армии. Чтобы это сказал военный, а не человек в джинсах и с плакатиком. Но я понимаю, им "наваливают" политики-имиджмейкеры, что нужно такое говорить.
- То есть даже в такое сложное для страны время политике есть место быть в принятии важных решений?
Конечно. Есть ситуация, которая политически расшатывается оппозиционными силами для того, чтобы не работал Киевский городской совет – это очень плохо. И такая проблема сейчас по всей стране. Следует консолидировать усилия, а не противостоять друг против друга.

- Как вам удаётся совмещать военную службу вместе с общественной и политической активностью?
Я продолжаю работать в должности депутата Киевсовета, но не так полноценно, как до армии. Я не провожу личные приемы, а общаюсь только через соцсети. Когда есть возможность, люди обращаются через руководителей домов, через профильных руководителей образования. Директора школ и садов – с ними я поддерживаю контакт, потому что война-войной, но проблемы территории, которую я представляю, нужно решать. И я не могу полностью отключиться от этого, потому что 10 лет этим занимаюсь.
Если брать начало войны, первые два года, то я почти не участвовал в политической жизни столицы, потому что был полностью загружен войной. Обязанности были командовать ротой, и на мне был такой функционал, что некогда было голову поднять. Потом, когда мы уже стали батальоном и полком, стали офицерами, конечно, там и почаще на сессии можно приехать. Уже работает команда. Ну, мы просто построили полк "Ахиллес", движущая сила которого – люди, пришедшие в первый день в качестве добровольцев Днепровского района города Киева.
Более того, у меня в полку есть люди, которые за меня голосовали, как за депутата. Они видят чем я занимаюсь, как я использую этот опыт и ресурс, который есть у депутата Киевсовета для развития нашего подразделения. Это и лечение всех наших бойцов в Киеве, это и субвенции городского бюджета на полк "Ахиллес" и на другие подразделения (мы другим тоже помогаем). Таким образом, я, как депутат, фактически помогаю армии, потому что я изнутри вижу, что нужно делать.
- Ведет ли "Удар" пиар-кампанию и готовится ли Кличко к выборам? И как вы прокомментируете мнения, что делается это за средства налогоплательщиков, ведь мэра обвиняют в пиаре на помощи армии, но он покупает все не из своего кармана?
Есть мэр города. Этот человек избран на выборах, он присутствует на всех мероприятиях по передаче военной техники, приобретенной за бюджет города Киева. Когда техника стоит перед центральным входом и все вручается, любой депутат или чиновник может подойти, стать, сфотографироваться, дать интервью и сказать, что город помогает. Никто же не говорит: "Виталий Владимирович Кличко покупает эту технику и передает ее армии". Это передает община города Киева. Каждый человек, имеющий отношение к городу Киеву, прописан здесь или живет здесь – это община города Киева. Это касается каждого.
Относительно пиара - ни разу я не видел от Виталия Кличко или от партии "Удар" нигде ни новости, ни листовки... Я даже сам предлагал на машинах писать: "От общины города Киева", зеленым по зеленому. Чтобы военные хоть понимали где-нибудь на Донбассе, что это от Киева приехало.
Мне, как киевлянину, хотелось бы, чтобы люди из Павлограда, из Запорожья, чтобы они увидели технику, сели в нее и подумали: "Благодарю город Киев". Потому что когда посмотришь новости где-нибудь в Харькове, или в Краматорске в интернете – то Киев это какое-то сплошное дерьмо и коррупция. Но это же неправда…Да, действительно есть много м**аков, которые портят репутацию города. История Комарницкого – это вообще ужас. Стыдно, что такой человек имел отношение к Киеву вообще, но я депутат уже 10 лет, и я ни разу с Комарницким не встречался. То есть то, что говорят, что он "рулевой города Киева" – неправда.
- Вы как киевлянин, каким видите будущее города?
Объемный вопрос. Я очень хочу вынести из Киева всю эту центральную власть. За город перенести все эти правительственные кварталы, президентский офис – всех туда. Во многих странах такое есть. Взять другой город и сделать его городом государственной власти. Почему? Потому что город перегружен этими сооружениями, этими людьми, которых очень много. И киевляне уже теряются внутри этого города.
Я очень полюбил Харьков - это город действительно классный, чистоплотный, харьковчане его любят, и там большая часть - это харьковчане, которые там живут и любят город. А Киев перегружен – это столица. Сейчас Киев перегружен функциями столицы.
Относительно финансов – сейчас у Киева есть 100 миллиардов гривен, это вроде бы очень много. На самом деле это немного, потому что Киев реально используют как никакой другой город этой страны.
Инфраструктура: при Кучме или других президентах государство строило мосты, давало субвенции на дороги. Сейчас субвенции изъяли, НДФЛ забрали. Киев имеет бюджет 100 миллиардов за счет того, что здесь много людей живет - много торговли, много компаний. Но здесь гораздо больше проблем, чем средств городского бюджета. Это правда. И для того, чтобы это бремя города снять, это транспортная перегрузка, нужно вынести государственные органы власти в другое место, чтобы Киев немного выдохнул, потому что здесь очень много людей. Зато нужно создать мини-Пентагон, чтобы все в одном месте коммуницировали, проще логистика и все такое. К тому же удастся экономически поднять регион, где будет размещаться этот "Пентагон". А город Киев – это исторический город.