15:46
19 апреля
2025

Стоит ли хранить деньги в долларах и какими налогами нас удивит государство — нардеп Василевская-Смаглюк о бедности украинцев и долгах страны

Стоит ли хранить деньги в долларах и какими налогами нас удивит государство — нардеп Василевская-Смаглюк о бедности украинцев и долгах страны - today.ua
10998
Павло Ковальчук
журналист today.ua

Жить в Украине становится все дороже – продукты стремительно дорожают, как и валюта. В это жевремя государство берет кредиты, которые придется отдавать десятилетиями. Некоторые политики делают шокирующие заявления о повышении налогов для бизнеса, но правительство все еще решительно не взялось за решение проблемы коррупции на таможне.

О том, что происходит на рынке труда, в какой валюте хранить деньги и что ждет экономику Украины – в эксклюзивном интервью для today.ua с народной депутаткой, членом налогового комитета Ольгой Василевской-Смаглюк.

- Планируется ли в ближайшее время отмена комендантского часа в некоторых областях, по примеру Закарпатья – где это уже сделали? 

- В каждой области при областной администрации созданы свои штабы, которые обсуждают все моменты, касающиеся безопасности, непосредственно с военными. Учитывая, что, слава Богу, Закарпатская область не находится под основным ударом врага, было принято такое решение. 

Что касается других областей, то комендантский час, на мой взгляд, создает определенный баланс между интересами общества, бизнеса и угрозами безопасности. Говорить о каких-либо пересмотрах в этом плане не приходится, с учетом ситуации с обстрелами. Мы понимаем, что Киевщина, Сумщина, Харьковщина, я уж не говорю о Запорожье, Херсонщине и других восточных и южных регионах, они больше всего страдают от ударов дронов и ракет. Все это происходит в неожиданные моменты, в том числе в праздничные дни. Есть и другие угрозы – это диверсионные группы, которые могут создавать определенные угрозы для населения, и ночью населению передвигаться точно не стоит. Таким образом, говорить об отмене комендантского часа не приходится.

- Заявления вашего коллеги Гетманцева время от времени шокируют предпринимателей. Есть ли четкий план безболезненного вывода части экономики из "тени"? 

- Заявления Даниила Александровича в контексте действий правительства и нашей внутренней ситуации – мы вынуждены фактически весь свой бюджет тратить на содержание военнослужащих. Поэтому говорить сейчас о том, что Даниил Александрович специально шокирует граждан... У нас такая реальность – сама по себе шокирующая.

Украина находится в сложной ситуации, где необходимость финансирования со стороны государства, особенно в условиях войны и восстановления, постоянно под давлением. Повышение налоговой нагрузки, конечно, может побудить часть бизнеса углубиться в «тень». Но у государства есть четкий комплексный план действий. Во-первых, это Национальная стратегия доходов до 2030 года. Этот план направлен на системные реформы налоговой, таможенной политики, администрирования доходов, цифровизацию, борьбу с злоупотреблениями, в том числе через реформу упрощенной системы налогообложения. 

Это не наше ноу-хау. Доноры, которые дают нам деньги в долг, требуют от нас определенных действий. И приближение к стандартам ЕС, что должно снизить уровень теневой экономики, повысить добровольную уплату налогов, и привести нас в Европейский Союз, как это записано в нашей Конституции. Важно подчеркнуть, что нет безболезненного пути вывода экономики из «тени». И, конечно, прежде чем повышать налоги или вводить новые, стоит заняться администрированием. И тут мы видим хорошие результаты нового руководства Налоговой службы Украины, которые собрали на 36 миллиардов больше, чем планировалось. Это не через повышение налоговых ставок, а дополнительно к плану на этот период.

Я считаю, что администрирование у нас сейчас значительно улучшилось. И, кстати, жалоб от бизнеса у меня стало намного меньше. Большинство сейчас жалуются на местные налоги, а не на то, что налоговая что-то не так делает, требует лишнего, злоупотребляет и так далее. Думаю, что в ближайшее время мы уже увидим результаты по администрированию, когда будет найден баланс между интересами бизнеса и интересами государства. И уже потом мы с вами сможем говорить, стоит ли повышать какие-то другие налоги, или этого, например, на данный момент достаточно.

- Насколько много мужчин с рабочих мест на фронт наша экономика готова “отпустить” без существенных последствий для экономики? 

- Существенные последствия уже есть – мы видим их в строительстве, транспорте, коммунальной сфере, энергетике и других отраслях экономики. Но мы должны понимать, что наша основная задача – защитить нашу страну. Без адекватного уровня защиты государства, мы, к сожалению, можем остаться без ФОПов и других предпринимателей и, не дай Бог, быть под управлением врага. Говорить о том, что давайте мы защитим экономику, не защищая при этом нашу независимость, нельзя. Тут нужно выбрать меньшее зло. 

Как мне кажется, меньшее зло – это потерять людей, условно, в коммунальной сфере, чем потерять государственность. Поэтому безболезненно не выйдет, но, на мой взгляд, сейчас создан хороший баланс, когда предприятие часть своих сотрудников бронирует. Для этого нужно выполнить определенные условия – например, иметь средний уровень зарплаты по отрасли, и это существенно стимулирует. Теперь есть изменения: раньше было так – 50% зарплат в конверте, 50% - официально. Сейчас платят всю зарплату официально, как мне кажется, это замечательно. Одним махом мы сделали две хорошие вещи.

- Почему произошло резкое подорожание продуктов? Планирует ли государство вводить контроль за спекулянтами, которые могут играть с ценами на рынке? 

- Спекулянты, я думаю, нет. А вот что касается скачка цен – да. Если раньше у нас было дешевле, чем в условной Польше, то сейчас дешевле в Польше. К сожалению, потому что туда переехала рабочая сила, что создает определенную конкуренцию среди людей, которые хотят где-то работать. И зарплата стала, скажем так, конкурентоспособной – если раньше они предлагали большую зарплату, сейчас они могут предложить меньшую зарплату за счет тех же самых украинцев, и так уменьшается  себестоимость.

У нас сильно увеличилось плечо логистики, что также влияет на рост цен и разрушение промышленной инфраструктуры, тех же заводов, складов и крупных гипермаркетов, в том числе, что стимулирует их как-то компенсировать эти потери. Ну и инфляция есть, но она держится на не слишком высоком уровне. Вы видите курс доллара, думаю, и дальше у нас будут определенные инфляционные процессы.

Действительно, инфляция существенная из-за внутренних факторов – миграция, разрушение инфраструктуры, логистика, и внешних факторов – ситуация в США. С другой стороны, ситуация в США и введение дополнительных пошлин может стимулировать переводить производство, в том числе на территорию Украины. Потому что мы не являемся Европой, и у нас дополнительные пошлины в таком размере, как в Европе или Китае, не распространяются.

Собственно, я вижу большой скачок цен в столице, но вижу меньший скачок цен в других регионах, в том числе и прифронтовых, даже на севере Киевщины цены не такие высокие. То, что люди бедствуют – это факт, но у нас 4,5 миллиона вакансий, которые некому заполнить. И часть людей почему-то до сих пор не стремится найти работу и живет за счет определенных соцвыплат – выплаты ВПО, "чернобыльцам" и т.д. 

Также в регионах люди ведут собственное хозяйство, и когда, например, в моем округе условной женщине 40+ предлагают работать почтальоном на полную ставку – она отказывается, потому что у нее есть хозяйство, которое ее кормит. На полную ставку она не идет, а на неполную ставку ей не предлагают. Лекарства дорожают, на что отреагировал наш президент, и сейчас ценники должны остановиться в росте. Есть определенные инструменты, которые правительство может использовать для регулирования цен.

Стоит ли хранить деньги в долларах и какими налогами нас удивит государство — нардеп Василевская-Смаглюк о бедности украинцев и долгах страны - today.ua

- Громкая тема “Налога на OLX”. Где грань, которая отделяет обычного украинца, который решил продать ненужное, от того, кто на этом зарабатывает деньги? 

- Давайте сразу определим, что никакого "налога на “OLX” не существует, и налоговая служба внедрять его не собирается. Речь идет только о тех, кто торгует однотипными товарами в количестве сотен и тысяч этих товаров, и они одинаковые. Через маркетплейс или социальные сети эти товары продаются на сотни тысяч или миллионы гривен без уплаты налогов или ведения хозяйственной деятельности.

- Какие результаты реформы таможни и удалось ли уменьшить коррупцию? 

- Я получаю немало жалоб на действия таможни. У меня недавно была даже жалоба на то, что субъект предпринимательской деятельности не мог легально ввезти айфоны и другую оргтехнику – таможня мешала. Действительно, нареканий очень много, и когда субъекты хозяйственной деятельности или брокер обращаются с тем, что здесь их шантажируют, требуют взятку по надуманным причинам, разворачивают грузы, то, я говорю: "Давайте мы с вами пойдем, напишем в правоохранительные органы" и тогда они «сливаются», не хотят идти. Круговую поруку очень тяжело разорвать.

Тем не менее, комитет сделал все возможное и невозможное для того, чтобы принять соответствующие законодательные акты о перезагрузке и таможни, и бюро экономической безопасности. Несмотря на это, Кабмин и профильные министерства еще не дошли до этого…

- Евро ставит рекорды по стоимости, доллар падает. В какой валюте людям хранить деньги? Как храните вы? 

- Давать советы гражданам в таком чувствительном вопросе достаточно опасно. У меня есть депозит и на карточке деньги – я держала их в долларе.

Лучшая история – это диверсификация, прежде всего – это золото, если кто-то тоже может себе позволить. То, что тоже влияет – мы не знаем, как будет действовать Вашингтон в своей тарифной политике. Поэтому лучше всего – это диверсифицировать: немного золота, немного евро, немного доллара и может даже немного виртуальных активов.

Вот пока Верховная Рада не приняла соответствующее законодательство, но собирается его принять в ближайшее время – это легализация виртуальных активов и их соответствующее налогообложение. Это также привело к возмущению, потому что у нас есть люди, имеющие виртуальные активы. Но Национальный банк принимает все меры для того, чтобы гривна была стабильной. Поэтому, по-моему, учитывая опыты, которые получили граждан Украины в 2008 году, когда был глобальный экономический кризис – лучше держать в национальной валюте.

Потому что вы помните – тогда люди брали кредиты в долларах и прогорели. Сейчас тоже сложно предсказать и доллар, и евро, и швейцарский фунт. Всего по чуть-чуть, и немного золота. Вот таким образом следует действовать. А вообще очень хороший совет нашим гражданам – покупать ОВГЗ. Они выгодны, они не облагаются налогом, и они поддерживают нашу армию.

- Сколько Украина заняла за это время и как будет отдавать? Как это повлияет на жизнь каждого украинца?

- Каждая вторая гривна, или даже полторы – они взаймы в нашем бюджете. Потому мы действительно в долгах, но определить точную сумму, которую Украина привлекла от международных партнеров со времен независимости, сложно. Финансовая помощь постоянно меняется. Что касается того, насколько посильны наши долги? Ну, пока что посильные, мы их берем часть, берем взаймы. То есть мы надежный партнер, и мы реструктуризировали часть средств, вы знаете, в прошлом году, но реструктуризация была более-менее успешной.

Напомню, например, Япония в 1901 году принимала кредиты США, которые отдавала до 1986 года, несмотря на то, что с США воевала определенный период времени. Поэтому, являясь надежным партнером, мы также реструктуризируем, занимаем часть, отдаем, и это нормально. И что с этим делать? Далее одалживать с умом и с умом тратить. Международные партнеры одалживают или дают гранты, но декларируют, что оно не должно идти на войну, а финансируют какие-то не всегда актуальные проекты. Было бы хорошо провести секвестр бюджета и определить те программы, которые уже не актуальны, но которые финансируются.