Отношения Украины и США месяцами возглавляют глобальную повестку дня, ведь от многих решений зависит судьба нашего государства. Несмотря на споры, украинская делегация поехала в штаты с конкретным пониманием соглашения о полезных ископаемых, а тем временем украинское правительство прикидывает, как и чем для нас может стать выгодной "торговая война", которую затеяли США.
О международных проблемах, а также важном вопросе о деньгах на зарплаты военным в интервью today.ua рассказал нардеп Ярослав Железняк.
- "Экономическая правда", ссылаясь на свои источники, опубликовали новость о том, что до конца года на выплаты нашим военнослужащим может не хватить 200 миллиардов гривен. Бывает ли дым без огня? Могут ли наши военные остаться без заработных плат?
- Риск теоретический, он всегда есть, он всегда был. Это предположение, это стандартная история, но я убежден, что все будет нормально. Почему? Потому что в 2025 году, в отличие от всех предыдущих лет, мы убедили МВФ, что все же нужно даже формально планировать военный бюджет. И вообще весь бюджет планировать не по полгода, а на год. Сейчас военный бюджет запланирован на год.
Сейчас значительно больше расходов перекрыто уже в бюджете, не только нашими деньгами, но и тремя миллиардами фунтов - это примерно 90 миллиардов гривен, которые идут от Британии на военные расходы. Плюс есть еще "Датская инициатива", по которой Дания, Норвегия и другие страны дают деньги на закупку боеприпасов.
Ну и последнее, чтобы сразу успокоить: деньги на обеспечение армии могут перебрасываться из других статей расходов. Мы уже имеем сейчас перевыполнение бюджета на 36 миллиардов. У нас, очевидно, есть больше денег, если потребуется от международной помощи, можем заменить определенные расходы. У нас увеличена процентная ставка соответственно.
Сейчас Минфин, как вы видите, достаточно неплохо привлекает различные долговые поступления. И у нас также есть еще пространство для того, чтобы вдруг, если не будет хватать денег, министерство за секунду могло перебросить из других статей средства на обеспечение армии. Это не говорит, что денег всегда достаточно, нет, есть много закупок, на которые нужно больше средств. Но в целом на такие критические штуки денег будет достаточно, и я не представляю ситуацию, при которой вдруг будет проблема с выплатами.
- То есть у нас до конца года проблем с выплатами именно военнослужащим не будет?
Я не представляю, что должно случиться, чтобы у нас в целом были проблемы с выплатами военнослужащим. Мы тогда просто любые другие расходы забираем сразу и перебрасываем туда или распаковываем резервы. Поэтому я не представляю просто ситуацию, чтобы была такая проблема.
- Новость более глобального характера: тарифы на товары из Китая и контрмеры со стороны КНР. В каком направлении сейчас движется эта "торговая война"?
В сторону обострения войны. Те ввели, те ввели - друг друга пооскорбляли. Ну все. Пока никто из сторон не дает, как говорится, заднюю. (На момент этого интервью США еще не объявили о приостановке действия пошлин, - авт.)
- Может ли оно вылиться в какую-то конфронтацию, не только в экономическом плане?
- Я не знаю, думаю, что никто теперь не знает. Но проблема в том, что всегда как раз опасения таких "торговых войн" останавливали различные амбиции Китая в отношении того же самого Тайваня. То, что сейчас они так активненько зашли в эту историю, говорит о том, что определенные риски появляются не только экономические. Но теперь их уже это не остановит.
- Тем временем, сенатор-демократ Вайден объявил, что вносит на рассмотрение двухпартийную резолюцию об отмене глобальных пошлин Трампа. Сработает ли на этот раз эта система "рычагов и противовесов"?
Нет, она у них не работает. Пока что нет. И даже то, что пишут о Маске, что он вроде бы уже просит отменить пошлины - я не верю, что кто-то на Трампа может повлиять, кроме самого Трампа.

- Трамп заявил о том, что страны "целуют его в зад", чтобы заключить новые торговые соглашения. Добивается ли он каких-то поцелуев, извините, со стороны Украины?
- У нас нет большого торгового дисбаланса. Честно говоря, не факт, что эти пошлины будут нам невыгодны. Чугун они будут покупать, мед также. Кстати, на мед хотят вводить дополнительные пошлины, но у них крупнейший поставщик Китай. И поэтому освобождается рынок. Там мы еще пробки какие-то поставляем, но, опять же, конкуренты самые большие есть азиатские - как раз на них большие пошлины. Вообще для нас эта ситуация немного выигрышная, как по мне.
- А мы можем использовать свое положение действительно в пользу, есть ли какие-то уже сдвиги со стороны правительства, реакция?
- Наша реакция очень тихая, спокойная, и может мы даже когда-то подпишем торговое соглашение отдельно между Украиной и США. Но еще раз: здесь вопрос больше к конъюнктуре, рынку и бизнесу. Я пока не думаю, что что-то катастрофическое для нас произошло. Единственное, что может быть - глобальная рецессия, и она, конечно, как любое экономическое потрясение, будет влиять на всех.
- Урсула Фон Дер Ляйен предлагает американцам 0% пошлины на некоторые категории товаров для того, чтобы не началась "торговая война" между Европой и США. А с нашей стороны будут предлагаться какие-то уступки на определенные товары, или уже есть какие-то обращения к американцам?
- У нас немного другая ситуация. Нам не надо "кипишевать" и делать много заявлений и движений. На Украину не ввели ничего сверх тех пошлин, которые ввели на весь мир. И это не первый раз, когда Штаты вводят 10%. Конкретно по Украине наш торговый баланс, мягко говоря, в пользу США. Поэтому мы можем даже воспользоваться этой ситуацией, большинство американских товаров у нас, так или иначе, освобождены от пошлины. Поэтому мы не сильно им что-то со своей стороны можем предложить.
Как мы можем воспользоваться этой ситуацией? Мы поставляем в США откровенно не так много позиций: 41% - это чугун. Чугун они будут покупать в любом случае, потому что так построена металлургия Соединенных Штатов, что чугун им очень-очень нужен. И из-за того, что чугун они из других стран меньше могут привлекать, потому что на другие страны уже наложены большие пошлины, возможно, для нас откроется больший рынок.
Далее сталь - на этот ресурс уже с марта и так действует 25% пошлины без этих 10%. То есть нам все равно, ничего для нас не изменилось. Далее 16% - это экспорт меда. Мед попал под пошлины, но проблема в том, что крупнейший поставщик меда в данном случае - это Китай. Соответственно, здесь у нас открывается окно возможностей. Ну и последнее - это Индонезия и Малайзия, они поставляют масло в США вместе с нами. Тоже на них пошлина значительно больше - соответственно, для нас открывается огромное окно возможностей.
- На этой неделе в Украину прибыл первый груз с коксующимся углем для производства того же проката - купили его у США. Почему это произошло?
- Вариантов не так много - ЮАР и Штаты. Все это из-за закрытия шахт в Покровском районе. Это не очень хорошо для нашей экономики, но хорошо, что мы можем это заменить. Потому что это означает, что дальше будет наша металлургия работать. Ну себестоимость увеличится. Несмотря на это, мы до сих пор конкурентоспособны на рынке.
- Украинская делегация полетела в США с соглашением по полезным ископаемым. Что может быть приемлемым для Украины и для США одновременно?
- Совместный фонд, в который будут привлекать инвестиции, в который мы вместе добавляем деньги, выбираем проекты, которые инвестируются, можем дальше распределять доходы. Мы же за инвестиции США. Просто это должно быть по-партнерски, в хорошем смысле этого слова. А не просто мы забираем рентные платежи из бюджета и куда-то отправляем.