17:41
08 апреля
2025

Конца войны в этом году не будет, есть другой сценарий – нардеп Гончаренко о импичменте Трампа и выборах в Украине

Конца войны в этом году не будет, есть другой сценарий – нардеп Гончаренко о импичменте Трампа и выборах в Украине - today.ua
4583
Павло Ковальчук
журналист today.ua

Тема выборов в Украине каждым политиком или структурой трактуется по-разному. Приближенные к офису президента утверждают, что никакой подготовки нет, а вот оппозиция провластной партии говорит – Зеленский готовится. Для этого нужно прекратить боевые действия, и это в существующем сценарии никак не означает конец войны. 

О том, как влияет ситуация в США на Украину, играет ли основную роль помощь и когда наконец ожидать перемирия, в интервью Today.ua рассказал народный депутат от “Европейской Солидарности” Алексей Гончаренко. 

- "The Economist" опубликовал информацию о подготовке выборов в Украине, в Офисе президента опровергли. Есть мнения, что все же готовятся, но не говорят, чтобы не начали готовиться конкуренты. Похоже ли это вам на правду?

- Это не просто похоже или не похоже. У меня есть информация, что действительно было не одно совещание и принято решение – когда и если будет завершение боевых действий, то после этого как можно быстрее провести выборы. Если завершение боевых действий будет весной, то именно президентские выборы провести летом. 

- Что вы имеете в виду, когда говорите о завершении боевых действий?

- Полную остановку боевых действий. “Заморозка”, но не подписание какого-либо мирного договора. Я вообще с трудом представляю подписание какого-либо соглашения с россиянами, потому что они утверждают, что это их территории и не собираются с них выходить. Мы никогда не признаем это их территориями - это наши территории. Поэтому что именно мы можем подписать на политическом уровне, я не очень понимаю. Возможно, подписание чего-то на техническом, военном уровне – это более реалистично, но глобальное подписание какого-то глобального мира - я вообще не вижу для этого возможностей.

- В ЦИК говорят, что в Украине к выборам не готовятся. При этом судебно-юридическая газета пишет, что партнеры из Великобритании закупят оборудование для ЦИК на 414,7 тысяч фунтов стерлингов. Как вы считаете, знают ли и чувствуют ли партнеры подготовку к выборам в Украине?

- Я думаю, что те, кто занимается Украиной, в курсе того, что у нас происходит и вполне осведомлены. Я думаю, что они знают такие планы. Но смотрите еще раз – это все выходит из одного – когда будет завершение боевых действий. А вопрос: оно будет? Я не понимаю. Поэтому мы не можем ответить с вами на этот вопрос.

- Вы упомянули, что для выборов необходимо завершение военного положения, а это приведет к демобилизации. Демобилизация без четкого соглашения с РФ – это что?

- Это возможно, если после завершения боевых действий будут определенные гарантии безопасности. Конечно, это возможно. Завершение боевых действий и подписание глобального мирного соглашения – это две разные вещи. Завершение боевых действий может произойти – это называется «заморозка». Мы движемся к заморозке.

- Елена Шуляк заявляла, что 90 дней не хватит на подготовку к выборам, нужно полгода. Если предположить, что в ОП уже готовятся и выборы при лучших обстоятельствах пройдут летом – как они это будут объяснять?

- Да никак, скажут что нужно быстро провести выборы, потому что дальше, чтобы вести переговоры и достичь устойчивого мира, нужно подтвердить легитимность президента. Поэтому давайте быстрее, быстрее, быстрее и проголосуем. Что касается Шуляк, я не могу комментировать слова одного человека… Но у них раньше был другой подход – они думали не спешить с выборами. А сейчас наоборот. Сейчас они приняли решение: когда условия позволят провести выборы как можно быстрее. В этом разница.

Но если сейчас все это затянется, например, на полгода, и переговоры, и завершение боевых действий, то, возможно, за это время они могут снова передумать и решить не спешить. Это все зависит от динамики. Их подтолкнуло то, что у Зеленского выросли цифры после спора в Овальном кабинете. Но ведь эти цифры как выросли, так и упадут. Это динамическая история. 

Но сейчас они приняли решение как можно быстрее провести президентские выборы. А парламентские и местные будут все равно позже. Кроме того, совершенно непонятна система выборов. Та, которая прописана сегодняшним законом, уже не подходит. Потому что там округ-область. В условиях заморозки боевых действий – какие округа, области у нас? Что там будет в части Херсонщины, или в части Запорожской области, или Донецкой области? Как это так? Это уже не будет работать – закон нужно менять, а какой будет система выборов? Ну никто еще вам точно не скажет на самом деле.

- Советник главы Офиса Президента Михаил Подоляк недавно заявил, что Зеленский должен идти на второй срок. “Он глубоко внутри войны и знает, как из нее выйти. У него есть все шансы победить” - это прямая цитата. Как вы воспринимаете эти слова, и означают ли они, что мы не выйдем из войны до выборов? 

- Что такое выход из войны? Если выход из войны – это глобальное мирное соглашение с Россией, то мы не выйдем из этой войны. И вообще, если война - это восстановление нашей территориальной целостности, то война еще будет длиться очень долго. Но война – это не обязательно боевые действия. Война может тоже происходить по-разному. Поэтому мы должны выйти из боевых действий и сделать это как можно быстрее. Это в интересах Украины, я считаю. 

Нам нужно сделать это как можно быстрее, потому что нам не выгодна даже каждая минута продолжения боевых действий. Но, конечно, противостояние и борьба за нашу территориальную целостность будет продолжаться, но уже другими методами. 

Что касается Подоляка – ну то, что Зеленский хочет баллотироваться, совершенно не является секретом. Зеленский собирается снова баллотироваться и хочет снова быть президентом.

Вы упоминали о скандале в Овальном кабинете. Наш президент не идет на удобное для Трампа соглашение. Если наш президент пойдет на второй срок - будет ли поддержка в этом случае?

- В новых учебниках по Истории Украины 10 фотографий нашего президента, очень много о “Большом строительстве” и в целом о деятельности провластной партии. Как вы воспринимаете это?

- Я воспринимаю это как нездоровую историю. К сожалению, у Зеленского очень большое эго, какое-то колоссальное. И ничего хорошего в самопрославлении нет. Культ личности еще никогда ни к чему хорошему не приводил.

Конца войны в этом году не будет, есть другой сценарий – нардеп Гончаренко о импичменте Трампа и выборах в Украине - today.ua

- Politico опубликовал новость о якобы выходе представителей администрации Трампа на наших оппозиционеров. Юлия Тимошенко не опровергла информацию о том, что с ней общались американцы по поводу выборов. Как вы, как член партии Европейская Солидарность, прокомментируете эту информацию. Правда ли это, что Петр Алексеевич имел контакты с американцами по поводу выборов, если да – о чем говорили?

- Первое - я не комментирую Петра Алексеевича. Если вы хотите комментариев по поводу Петра Алексеевича, то обращайтесь к нему. Второе - что касается меня лично, то я постоянно контактирую с американцами. Я был два дня в США, встречался с различными американцами, в том числе из окружения Трампа. И буду дальше это делать, потому что это часть моей работы. 

Это обязательно нужно делать, потому что США - ключевой для нас союзник. Мы не можем его потерять - он нужен, если мы хотим выжить. Собственно все - каждый, кто может, обязан налаживать эти контакты, отношения, их развивать. Обязаны просто это делать.

- Сейчас буквально во всех штатах США протесты против политики Трампа. Есть ли у нас сценарий собственных действий в случае любого варианта развития событий?

- А при чем тут мы? Это внутренняя американская история. И эти протесты не изменят ничего. Никакого импичмента не будет, он контролирует большинство в конгрессе, и в сенате, какой может быть импичмент? Это внутреннее, серьезное политическое противостояние. Конечно, оно будет только обостряться, но это абсолютно не изменяет того, что Дональд Трамп будет президентом еще 3,5 года. 

А какие-то серьезные изменения в политике США могут произойти после промежуточных выборов в конгресс и сенат, но они состоятся только в ноябре следующего года. Это все равно еще 1,5 года времени. А до того Дональд Трамп имеет абсолютную полную власть США и это не меняется.

- Тарифы и пошлины введены против разных стран, в том числе Украины – есть ли у нас шанс использовать это в свою пользу? 

- Во-первых, на нас напрямую это не сильно влияет, потому что у нас небольшая торговля с США. Где-то мы можем немного потерять, а где-то приобрести - на каких-то других рынках заменим американскую продукцию своей. 

Другая история, что если эта мировая “Торговая война”, которая началась, приведет к экономическому глубокому кризису, то конечно, что последствия почувствуют абсолютно все, в том числе Украина. Но это уже другая история.

- США митингуют против Трампа – в Европе также митинги. Там требуют денег “на больницы, а не на оружие”. Могут ли эти протесты в Европе стать причиной остановки помощи нам?

- Ну, происходит политика и есть силы, которые продвигают в Европе повестку, которая вообще предусматривает прекращение поддержки Украины, и поддерживает возвращение к бизнесу в Россию. И этот риск есть постоянным. Здесь единственное, что мы можем – это просто доносить, объяснять на международной арене, почему Украина важна. Почему без безопасности Украины не может быть безопасности Европы, а без безопасности Европы в никаком экономическом вопросе уже нет смысла. Это та работа, которую нужно проводить просто постоянно, чем я собственно и занимаюсь.

- Очередной террористический обстрел РФ – на этот раз он унес жизнь 9 детей. Является ли это выходом из переговорного процесса с их стороны?

- Да нет. Война продолжается. Переговоры тоже параллельно продолжаются. И то, что я говорю: нам нужно закончить войну как можно быстрее. Только не путем капитуляции, а приемлемым для нас путем. Потому что пару дней назад это был Кривой Рог – завтра это может быть любой другой крупный украинский город. И это мы говорим о тыле, о гражданских, а каждый день погибают наши военные. И каждый день теряем очередные клочки территорий. Это абсолютно не в наших интересах сегодня - продолжение боевых действий.

- То есть не исключено, что даже в последний день войны мы будем иметь такие страшные обстрелы Украины, так?

- Ну конечно. Это не просто не исключено, а так оно и будет. Путин будет это делать до самого последнего момента. То, что Россия не хочет никакого завершения войны – это факт. Но США могут их к этому принудить, если в это действительно вложатся. Именно на это мы и должны работать сегодня.

- Несмотря на то, что говорят россияне, считаете ли вы, что в этом году действительно есть шанс завершить войну? Не перемирием, а завершением войны?

Шанс на это, мне кажется, является призрачным. Максимум – это остановка и заморозка. Это то, на что есть определенный шанс и то, на что должны работать. Потому что это два сценария: или продолжение войны в этом году, или ее заморозка. Продолжение боевых действий в этом году приведет к еще тысячам погибших. Возможно, новым потерянным территориям и так далее – это плохой для нас сценарий. Мы должны сделать все, чтобы идти по другому сценарию – завершение боевых действий.

Ранее Алексей Гончаренко заявил, что США не признают оккупированные территории Украины российскими.