Годы войны показали, что ситуация на фронте никогда не будет стабильной, и все зависит от сил и возможностей каждой из сторон. В то время как Россия продолжает лгать, а США потакают ей в этом, Украина продолжает держать оборону. У нас есть победы в Черном море, мы демонстрируем эффективность в производстве ракет, но на некоторых направлениях фронта ситуация крайне напряженная.
Что происходит на юге, в море, в Белгородской области, и готовит ли Россия летнее контрнаступление – в интервью с пресс-секретарем Украинской добровольческой армии Сергеем Братчуком.
СИТУАЦИЯ НА ЮГЕ
– Генштаб фиксирует на юге попытки врага продвинуться возле Пятихаток и Малых Щербаней. Какая ситуация сейчас там?
– Это именно те рубежи, которые были деоккупированы во время контрнаступления летом 2023 года, и на сегодняшний день враг активизировал здесь свои усилия. Цель врага очевидна – вернуть рубежи, закрепиться и, возможно, планировать какие-то последующие действия. Поскольку говорить, что на сегодня россияне способны создать большое ударное-наступательное формирование пока не приходится.
Но понятно, что на этом направлении – это попытка повлиять на нашу логистику.
Мы предвидели, что враг через определенное время активизируется на Запорожском направлении, так и произошло. Наша оборона здесь крепка, поскольку враг прощупывал эту оборону, но активизация по штурмовым действиям отличается от более-менее спокойных предыдущих месяцев. Активизация врага произошла, но его планы не соответствуют заявлениям российских медиа и, собственно, тех “представителей украинского общества”, которые кричат, что на Запорожье произошел глубокий прорыв врага. Говорить об этом на сегодня преждевременно.
– Сохраняет ли враг тактику "мясных штурмов"?
– Есть желание командования 58-й общевойсковой армии россиян перерезать в своей полосе важную для наших ВСУ рокаду между Ореховым и Каменским. Снова-таки, чтобы резко осложнить нашему командованию маневры, враг проявляет активность малыми штурмовыми группами. Эта тактика, которая есть по всему фронту, оказалась в эти месяцы наиболее активным инструментом, который используется россиянами.
Механизированная составляющая может добавляться, здесь без сомнения. Но на сегодня это штурмовые группы – одна пошла, затем следующая. Фактически можем говорить о "мясе", но дозированными порциями.
– Ситуация с островами на Херсонщине, пытается ли враг форсировать Днепр?
– Что касается бойцов речного флота – это вопрос к Днепровским ракам, вероятно (шутит – Ред.). Но если говорить серьезно, то в медиаплане на сегодня ситуация на приднепровском направлении менее активна, чем на Запорожье. Однако одновременно эта ситуация остается стабильно напряженной, потому что планы врага не изменились.
Все подразделения, которые действуют на этом направлении, их задача не изменилась – это максимальная попытка зайти на острова, закрепиться там. Пока им удается закрепиться только двухсотыми и трехсотыми.
Малыми днепровскими протоками враг пытается преодолеть водную преграду. А далее понятно и очевидно, и враг не скрывает, что хочет что-то наподобие Крынок создать на правом берегу. То есть захватить небольшую локацию и попытаться ее удержать с перспективой расширения.
– Фиксируется активность вражеских БПЛА Шахед, которые запускают из Крыма. Что происходит на самом деле?
– Если говорить по Шахедам, то враг открыл еще три новые площадки для запуска БПЛА типа Шахед. Все они находятся в районе Приморско-Ахтарска. Это дополнительно к семи функционирующим, то есть их уже 10. Конечно, это может позволить агрессору нарастить количество запущенных Шахедов во время одной атаки.
Почему акцентирую внимание на Приморско-Ахтарске? Потому что понятно, что это южное направление и, как правило, оттуда летят как раз БПЛА – Херсонщина, Николаевщина, Одесса, Кропивницкий, Винница. Тактика врага – с разных векторов заходить на одну и ту же цель. Такая тактика отработана россиянами по всему нашему югу.
Что касается, в частности, Херсона, кроме артиллерии досаждает использование врагом fpv-дронов и террор местного населения. Сейчас проводится соответствующая работа по усилению нашей защиты с помощью РЭБ, но враг не прекращает использовать Херсон и правый берег, чтобы терроризировать местное население. Цинизм зашкаливает. Объяснение простое – террор ради террора.
У нас есть контрбатарейная борьба: несколько недель уже отмечается большое количество уничтоженных вражеских артиллерийских систем, что не может не радовать.
– У кого инициатива относительно активности дронов на оптике? Перелетает ли через Днепр?
– Я таких фактов, чтобы перелетали, не знаю, но такие вражеские попытки есть. Враг активно перешел на оптоволокно, в этом плане они впереди. Но надеюсь, с нашей стороны активность противодействия будет повышаться. И мы сами все чаще применяем оптоволокно.
– Россияне достроили железную дорогу из РФ до Бердянска и далее? Каковы результаты и какое влияние на фронт?
– Я бы не преувеличивал некоторые вещи, но и не преуменьшал их угрозу. Некоторые моменты враг информационно масштабирует или использует имитационно. Подробности раскрывать не буду, потому что идет работа сил обороны, и она направлена на уничтожение вражеской логистики. Россияне пытаются логистику улучшить, даже созданием качества дорог на оккупированной Херсонщине. Но работа сил обороны Украины будет позитивной, надеюсь.
СИТУАЦИЯ В ЧЕРНОМ МОРЕ
– Как думаете, кому выгоднее перемирие на море?
– Я так понимаю, что россияне и шампанское пили по этому поводу. Но эти “договоренности” на море реализовать одновременно точно невозможно. Намерения у каждой из сторон диаметрально противоположные, я про Украину и Россию. Мы не хотим, чтобы они били по нашим портам. А россияне хотят уничтожить наш экспортный коридор. Я подчеркиваю, что не зерновой, как это подается в документах, или хотят подать москали, а именно экспортный коридор.
Никогда Украина не била по российским портам, только по кораблям и катерам. Более 40 судов были поражены или повреждены, как минимум 22 потоплены. А россияне повредили 33 гражданских судна. Конечно, они скрывают за этими намерениями своё желание вернуть Черноморскую флотилию в Крым. Украина сегодня побеждает в Черном море и не может допустить возвращения в Севастополь российских военных кораблей.
Надеюсь, что нам удастся убедить американцев, а может и они начинают открывать глаза, поймут, что россияне лгут. И при чём лгут всегда.
– Есть ли условная линия в Черном море, за которую не должен переплывать вражеский флот?
– Я был бы за то, чтобы они сидели в своих портах на территории РФ и не высовывали оттуда носа. Как ракетоносители спрятали в Новороссийске, пусть там и сидят.
СИТУАЦИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
– Какова роль операции в Белгородской области и какие наши успехи там?
– Я всегда не спешу говорить о наших успехах, потому что есть пример Курской операции. Здесь такой же вариант, что нужно соблюдать информационную тишину. Вопрос интересный, я бы назвал это осторожно элементом продолжения Курско-Белгородской операции. Это субъективная моя точка зрения. Существует ли такое или нет, должно сказать Генштаб или руководство ВСУ.
Но очевидно, что враг некоторые свои подразделения вынужден перебрасывать в Белгородскую народную республику. Вопрос почему – потому что некоторые ответы очевидны с одной стороны, а с другой оставим три точки…
ХОД ВОЙНЫ: ФРОНТЫ И ОРУЖИЕ
– Зеленский анонсировал дроны по 3000 км и “Длинные Нептуны”, изменяет ли это правила игры?
– Во-первых, то, что факт использования “Длинного Нептуна” подтвержден, это хорошо. В медиаплане было известно, что он будет, и никто не сможет изменить ход истории в этом плане. Была открытая информация, что это будет дальность 800 км, некоторые специалисты сегодня говорят о дальности использования 1000 км. Это не может не впечатлять.
Наша оборонка за очень короткий срок способна производить такие штуки. Это огромный плюс. У нас есть производство, компоненты. Вопрос качества есть, теперь нужно поднимать вопрос количества, способности нашей экономики делать соответствующее количество таких ракет.
Это то, на что мы должны делать ставки, как в казино. То, что дают партнеры, имеет способность заканчиваться, а здесь мы можем производить сами. Если нам удастся за максимально короткий срок поставить этот вопрос на большой поток, это может изменить правила игры.
– На Покровском направлении нам удаётся срезать “клешни” врага. За счёт чего удалось развить такой успех и можно ли его масштабировать?
– На Покровском направлении если кому-то кажется, что все спокойно, то этого нет. Тяжёлые бои продолжаются на всех участках. Но нам удалось сделать, на мой взгляд, то, что казалось невозможным. Сегодня признаки стабилизации фронта на этом направлении приобретают характер устойчивости. Но я говорю осторожно, потому что фронт динамичный и все может меняться.
Что в первую очередь сыграло свою роль – конечно, это будничная боевая работа наших братьев. И, конечно, назначение командующим на это направление генерала Драпатого. Это создание тех коммуникаций, которых не хватало между подразделениями на этом направлении, что давало возможность россиянам продвигаться на локациях, как на Очеретино.
– Ваш прогноз на дальнейшие действия врага – достаточно ли имеющихся сил? Есть ли у россиян возможности и способности готовить летнее контрнаступление?
– Наше командование о всех рисках и вызовах в этом направлении знает. А что касается партнеров и союзников, то им нужно думать о главном – как можно больше предоставить Украине оружия и боеприпасов, чтобы мы могли останавливать тот натиск и действовать так, как должны действовать.