Оператор рейтинговых шоу канала СТБ рассказал, как реалити перестали быть «подглядыванием» за героями и стали ближе к большому кино.
Сериалы и реалити-шоу становятся одними из главных форматов, которые сегодня борются за зрителя. Согласно отчету исследовательской компании Nielsen за прошлый год, конкуренция между стриминговыми сервисами, сериалами и реалити заметно выросла. Украинское телевидение все активнее обращается к зрителю на языке «большого кино», в том числе через реалити-шоу, которые теперь создаются со сложной визуальной составляющей, глубоким раскрытием эмоциональных портретов героев и яркой атмосферой.
Мы поговорили с Сергеем Кошеленко, оператором-постановщиком флагманских шоу телеканала СТБ — «Супермама», «Наречена для тата», «Серця трьох», о том, зачем камере чувствовать героя и какие приёмы делают даже бытовую сцену интригующей и атмосферной. Сергей — один из тех, кто понимает трансформацию жанра реалити не только на техническом, но и на концептуальном уровне. Сегодня он работает с проектами, которые входят в топ вещательной сетки украинского ТВ, его опыт охватывает как художественную постановку, так и документальное наблюдение.
В интервью Сергей Кошеленко рассказывает, зачем камере «чувствовать» героя, как даже бытовую сцену можно сделать атмосферной и почему реалити сегодня ближе к кино, чем когда-либо.
— Вы работаете над съемками реалити-шоу различного формата на телеканале СТБ — одном из самых популярных и рейтинговых телеканалов Украины. В вашем портфолио — и романтические проекты, и документальные форматы. Чем отличаются визуальные подходы в разных жанрах — например, в «Супермама» и «Зважені і щасливі»?
— У каждого реалити — своя неповторимая атмосфера. Оператор не просто снимает, он работает на общее настроение шоу. Скажем, в шоу об отношениях, вроде «Сердца трех», «Наречена для тата», я стараюсь сделать картинку более мягкой, без резких контрастов, чтоб лучше донести эмоцию до зрителя. А в шоу с наблюдательным форматом, типа «Зважені і щасливі», стараюсь сделать картинку максимально близкой к естественной, не постановочной, чтобы подарить зрителю ощущение «подглядывания» за реальной жизнью.
— Многие эксперты отмечают, что к 2021 году визуальный язык реалити стал ещё более «кинематографичным». Вы согласны с этим?
— Фраза «реалити стало новым кино» звучит красиво, и отчасти это правда. За последние годы ТВ очень выросло в визуальном плане, наверное, изначально люди относились к реалити как к документальной фиксации, но сейчас все очень изменилось. Подход к картинке стал более сложным и художественным: работа с цветом и светом, глубиной кадра. Сейчас ты не просто фиксируешь происходящее, а создаешь атмосферу шоу. Но между реалити и кино всегда будет разница: в кино все просчитано и заранее отрепетировано, ты можешь взять дополнительный дубль на правку, а в мире реалити нет актеров — ты снимаешь живых людей в порой непредсказуемых ситуациях. Наверное, в этом и есть сила и очарование реалити-шоу.
— Вы когда-нибудь вдохновлялись фильмами при работе над реалити? Бывали ли случаи, когда вы сознательно «цитировали» приемы кино в шоу?
— Конечно, у меня есть любимые кинооператоры и режиссеры, которые дарят вдохновение: Роджер Дикинс с его невероятной работой со светом, Грег Фрейзер с его ощущением цвета и фактуры, Эммануэль Любецки с его длинными планами и созданием ощущения присутствия. Во время съемки шоу тяжело повторить приемы из киноиндустрии, но можно взять подход к повествованию — искать простые решения, которые выглядят впечатляюще, позволять камере жить вместе с героями и использовать свет для подчеркивания атмосферы и эмоций, а не просто как технический элемент.

— Вы снимаете реалити «Супермама» и «Наречена для тата», шоу с высоким эмоциональным градусом. Бывает ли, что оператор «формирует» героя — особенно в конфликтных сценах?
— Честно? В моей практике задачи «показать кого-то в плохом свете» никогда не стояло. Люди сами проявляют себя. Наша задача — быть на расстоянии и не мешать. Особенно в эмоциональных моментах. Там важно, чтобы герой реагировал на ситуацию, а не на камеру. Если мы будем навязывать своё видение — исчезнет искренность.
«Наречена для тата» — это реалити, которое больше показывает бытовую драматургию, формирование отношений в новой семье. Проект более «мягкий» по эмоциональному тону, и оператору здесь важно «не давить» на ситуацию: снимать деликатно, с уважением к личным границам.
— Сергей, вы начинали карьеру в Донецке на новостном телевидении, сейчас работаете в студии СТБ, платформе главных телехитов страны. За годы вашей работы, как изменились требования к картинке? Ощущается ли влияние YouTube, Netflix на ТВ-продакшн?
— Нетфликс и другие стриминги — однозначно да: они приучают зрителя к красивой картинке с интересным светом и монтажем. ТВ-продакшны это успешно подхватывают и делают картинку более качественной. Как я и говорил до этого уже недостаточно просто технически передать событие, зрителю уже это не вкусно, нужно придать атмосферность событию и только тогда подавать зрителю.
Совокупность многих факторов делает картинку кинематографичной: свет дает глубину и объем, композиция задает структуру повествованию, динамика кадра — темп. По отдельности эти приемы не работают — только их целостность создает визуальное повествование, в котором зритель не обращает внимания на детали, а погружается в атмосферу
— Сергей, вы работаете с проектами, которые уже стали настоящими «долгожителями» на украинском ТВ — например, «Серця трьох» стартовал еще в 2014 году. За это время телевизионные технологии существенно шагнули вперёд. Какие технические приемы или инструменты стали доступны к 2021 году, и как они повлияли на визуальный стиль шоу?
— С каждым годом появляется все больше новых технологий. В первую очередь, я бы назвал LED-свет с димером и регулированием температур, что дало невероятную гибкость в работе. Это огромная свобода. Раньше свет был тяжелым, требовал времени на настройку. Сейчас все компактнее и гибче. Для операторов стали доступны системы стабилизации и моторизированные слайдеры, которые делают движение камеры плавным, и в то же время мобильным.
И такого плана инструментов становится больше с каждым годом. Главное, это всегда учится чему-то новому и интересоваться технологиями, так как это одна из важнейших сторон в работе.
— Куда движется украинское реалити-ТВ в визуальном плане, по вашим ощущениям?
— В сторону гибридности. Телевидение уже не боится заимствовать приёмы из стримингов, сериалов, кино. Мы всё больше думаем не о том, «как показать», а «как передать ощущение». Для меня это главное — если зритель чувствует то же, что и герой в кадре, значит, мы все сделали правильно.