Today.ua

Интервью с Software Architect Раджабовым Рустамом: запуск стартапа, война и попытки взлома платежной системы

За несколько лет карьеры программиста можно столкнуться с кардинально разными ситуациями. Запуск приложений и поиск команды, попытки взлома платежной системы и работа над собственным стартапом. Все это — только небольшая часть более чем 15-летнего карьерного пути CTO, Software architect и Go-developer стартапа Eventswallet Раджабова Рустама.

Поговорили с Рустамом о работе на высоконагруженных проектах, особенностях финтех компаний, запуске стартапа и решении проблем бизнеса.

— С чего началось ваше сотрудничество с Megogo? Какие проекты удалось реализовать?

— В Megogo я пришел как разработчик и уже через несколько лет стал руководителем проектов. Изначально я работал над разработкой веб-сайта. Затем, когда повсеместно началось внедрение технологии Smart TV и приложения на смартфоны, потребовалось разработать API для этого. В компании объявили конкурс на лучшее решение. Тогда я еще знал только PHP, но решил попробовать написать код на Java. Это решение оказалось наиболее удачным и меня назначили руководителем проекта. Мне дали в помощники еще одного человека, вместе мы приступили к работе и за год успешно реализовали проект.

Еще один важный проект, над которым я работал в качестве руководителя - создание движка для проекта, который позволял быстро и без особого труда развертывать копии продуктов для разных партнеров, например, для локальных компаний в Восточной Европе.

К примеру, какой-то провайдер хотел предоставлять своим пользователям услугу бесплатного онлайн-кинотеатра, и на основе нашей экспертизы онлайн-кинотеатра мы предоставляли им платформу, на которой они могли разворачивать свои приложения.

— Также вы работали с финтех компанией enfins.com? На тот момент это была новая для вас сфера, какие новые знания и навыки пришлось приобрести?

— Поскольку компания работала с криптовалютой, пришлось изучить, как работают механизмы сети блокчейн, какие есть виды криптовалют и движки, на которых они реализованы.

Спустя 9 месяцев удалось выпустить платформу, на которой можно было пополнять счета, выводить деньги и обменивать криптовалюту. При этом сервис соответствовал всем требованиям, прошел проверку на соответствие международному стандарту безопасности работы с кредитными картами PCIDSS и получил лицензию Electronic Money Institution.

— Правда, что злоумышленники пытались взломать систему?

— Да, мы зафиксировали около семи попыток взлома. Злоумышленники пытались получить доступ к данным пользователей. Ни одна попытка не увенчалась для них успехом благодаря тому, что изначально мы создали мощную антифрод-систему, которая использовала машинное обучение для выявления и маркировки подозрительных транзакций. Также мы поставили надежные системы защиты от несанкционированного доступа к серверам или платежным данным пользователей и быстро реагировали на любые подозрительные операции.

— Помимо работы на компании, у вас есть собственный стартап — Eventswallet. Как вы начали работу над ним и в чем его особенности?

— Сам проект придумал Геннадий Нетяга. Мы с ним начали общаться еще в 2019 году и где-то через полгода начали сотрудничать. Он как директор проекта занимался поиском инвестиций и инвесторов, а я взял на себя техническую сторону.

Мне нужно было максимально быстро собрать команду профессионалов и приступить к реализации задумки. Главная идея платформы была в том, чтобы при помощи искусственного интеллекта создать идеальный «мэтч» потенциального клиента и покупателя на выставке.

Изначально на платформе была возможность не только проводить ивенты. Там также был кабинет рекламодателя, организатора мероприятия и кабинет пользователя, то есть посетителей мероприятия. Там можно было обмениваться сообщениями, назначать встречи, проводить видеовстречи до 8 человек, вести прямую трансляцию, представлять свой продукт в реальном времени. Пользователи могли это все смотреть, оставлять комментарии, просматривать продукцию компании, которая представляет какой-то продукт, а также выходить на встречи с этими продавцами.

Позднее я предложил добавить возможность проведения конференций. Ведь суть бизнес-ивента в представлении своего продукта, а конференции - это про живое выступление или выступление в режиме Live, а также Q&A.

Учитывая, что запуск платформы совпал с пандемией и ковидными ограничениями, такой сервис стал спасением для многих компаний по всему миру. Платформа представлена более чем на восьми языках во всех регионах Европы, а также частично в Азии, включая Китай.

— С момента полномасштабного вторжения россии вы использовали возможности платформы для психологической помощи украинцам. Как именно это работает?

— Да, на базе нашей платформы сейчас работает Ассоциация психологов Украины. Мы предоставили мощности нашего сервиса абсолютно бесплатно. Любой, кто хочет проверить свое ментальное здоровье, может зайти на сайт mindynet.com и пройти тест. Результаты покажут, есть ли симптомы ПТСР. Также на сайте можно обратиться к специалисту за помощью.

— Вы были консультантом и проводили аудит в нескольких компаниях. С чем вам пришлось сталкиваться и какой опыт вы приобрели?

— Технические ошибки у каждой компании могут быть разными и связанными со спецификой работы и отрасли. Но если выделить общие моменты, то чаще всего, чтобы наладить весь процесс, нужно немного подкорректировать штат и поменять структуру работы IT-отдела.

Во время аудита я сталкивался с ситуациями, когда не только была проблема в коде, но и в менеджменте. Например, задачи велись на бумажках и в чатах. Это становилось причиной полной неразберихи и бардака.

Благодаря тому, что у меня есть большой опыт работы на высоконагруженных проектах, я помогаю компаниям устранить эти проблемы и помогаю масштабироваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ