В мае 2019 года был возобновлен транзит нефти из России в Европу через украинскую территорию по магистральному нефтепроводу «Дружба». Это стало возможным после того, как специалисты венгерской компании MOL провели дополнительные исследования нефти в трубопроводе и подтвердили готовность ее принимать.
Несмотря на опасения, ситуация с грязной российской нефтью не привела к нехватке нефтепродуктов в Украине. Эксперты отмечают, что ажиотаж вокруг возможного дефицита горючего улегся, оптовые цены как на бензин, так и на дизтопливо снизились. А значит, вскоре можно ожидать падения цен на автозаправках.
Напомним, Украина оказалась в эпицентре событий. По имеющимся данным, на украинском участке «Дружбы» сосредоточено около 450 тыс. тонн нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений. Алгоритм выхода из кризиса был разработан в ходе совещаний в Минске и Будапеште. Было решено, что грязная нефть будет выдавлена чистой из трубы в хранилища, после чего «хлористую» нефть будут домешивать в транзитный поток с сохранением предельных параметров по доле хлорорганики. На первом этапе освобождается одна нитка «Дружбы», содержащая около 110 тыс. тонн нефти, что позволяет возобновить транзит. Затем нефть будет заменена во второй нитке. По оценкам специалистов «Укртранснафты», выполнить программу можно за 3−4 месяца.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн считает, что апрельский нефтяной кризис показал ряд важных аспектов и, возможно, открыл для Украины некоторые перспективы.
Во-первых, обратим внимание на действия европейских получателей российской нефти. Они спокойно проходят этот кризис, вскрыв свои нефтяные резервы. В Украине уже восемь лет ведется обсуждение законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, но неизвестно, когда документ попадет в парламент и будет проголосован.
Во-вторых, белорусы снова задумались о необходимости альтернативных поставок нефти. В 2024 году российская нефть для них будет поставляться на рыночных условиях, и у альтернативы появляется шанс. Украинский маршрут с подъемом нефти в Южном и Одессе до Бродов и далее в Мозырь готов к работе в любой момент. Все предложения у белорусов есть, говорят в «Укртранснафте».
В-третьих, качество российской нефти и европейские директивы добавляют привлекательности поставкам нефти по маршруту Одесса — Броды и далее по «Дружбе» в Европу. Это может быть азербайджанское, иранское и казахстанское сырье, которое сегодня «поднимается» в Центральную Европу с побережья Адриатического и Средиземного морей.
Today.ua также сообщал, что Россия запретила экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину. С 1 июня 2019 года эти товары можно будет ввозить в Украину только на основании специальных отдельных разрешений. Кроме того, Россия расширила запрет на ввоз в Россию ряда украинских товаров, в первую очередь продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки.