Валентин Банников — проектный менеджер из Харькова, которому сразу после университета удалось поработать на крупных государственных проектах в Латинской Америке.
Поговорили с Валентином Банниковым о том, в чем главная особенность работы проектного менеджера, как стоит выстраивать работу в команде и с чего стартовать начинающим специалистам.
— Вы много лет проработали в сфере строительства, в частности, на крупных объектах в Латинской Америке. Полученные там навыки вы применяете на сегодняшнем месте работы?
— Да, применяю. Несмотря на то, что я работал в сфере строительства, в первую очередь я работал с персоналом. Так что навыки управления командой, лидерство, ведение переговоров, критичность мышления, которые я развил во время работы за рубежом, я развиваю и продолжаю применять и сегодня.
— Сейчас вы работаете проектным менеджером. В чем заключается эта работа?
— В первую очередь проектный менеджер — это человек, который координирует действия команды, является связующим звеном с клиентом и несет ответственность за достижение целей проекта. В целом задачи можно разделить на тактические и стратегические. Тактические — это «операционка», решение ежедневных проблем проекта, устранение препятствий на пути команды. Стратегические же заключаются в том, чтобы координировать общую цель проекта, путь к ней, а также скорость продвижения.
— Почему решили развиваться именно в этой отрасли? За что вы любите эту работу?
— Мы живем в эру четвертой промышленной революции, что предполагает новый подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленность, масштабной автоматизации бизнес-процессов, распространении искусственного интеллекта и не только. Поэтому выбор был очевиден, мне хотелось находиться на «передовой».
— Как вы выстраиваете работу в команде?
— Прозрачность в процессах, целях и сроках для меня имеют первостепенное значение. Это помогает настроить взаимопонимание в команде, а также способствует доводить предельно детализированную картину происходящего для всех сотрудников.
— Когда вы стали работать проектным менеджером, в критические моменты вы занимали сторону клиента или команды? Были ли у вас внутренние противоречия в этом плане?
— Наверное, в начале моего пути были некие противоречия, когда неудобно было отказывать клиенту на его некоторые невыполнимые запросы. Но в 99% случаев я занимаю сторону команды. В принципе, в любой ситуации можно договориться. Как я сказал ранее, прозрачность — залог успешности.
— Многие начинающие проектные менеджеры сходят с дистанции, так и не добившись существенных успехов. Как по вашему, с чем это связано?
— Тут вспоминается короткий анекдот:
— А управлять проектами сложно?
— Совсем нет. Это как ездить на велосипеде. На велосипеде, который горит, и ты горишь, и ты в аду.
Мне кажется, что некоторые ребята сходят с дистанции, потому что не могут выдержать груз ответственности, который возложен на проектного менеджера. Если что-то пойдет не так, то проектный менеджер всегда виноват.
—Что бы вы посоветовали начинающим проектным менеджерам?
— Хороших советов можно много перечислить, но вот пару основных, которые я бы выделил:
- Согласовывайте ожидания с вашей командой и с заказчиком. Ожидания — это улица с двусторонним движением.
- Ознакомьтесь с «ситуационным лидерством». Это стиль руководства, при котором руководители учитывают уровень подготовки сотрудников и уникальность каждой ситуации.
- Научитесь слушать и задавать правильные вопросы.
— Расскажите о вашем опыте работы во время пандемии COVID и переход с офисной работы на полную удаленку.
— Незадолго до начала пандемии я стал работать с новым клиентом, так что у меня как раз менялись все процессы, была новая команда. Но предстояло еще подстроиться под удаленную работу — выделить себе отдельное рабочее место, отделить работу от домашнего быта, наладить взаимодействие с командой и клиентом.
Со временем я понял, что удаленная работа — это большое преимущество, так как при таком графике можно уделять времени себе и своей семье, а самое важное — путешествовать и не привязываться к одному городу или даже стране.