Медицинская реформа, на данный момент, продолжается в Украине и является самым амбициозным, и неоднозначным проектом в сфере государственного реформирования с 2014 года. Речь идет о фактической попытке сломать старую медицинскую систему и заменить ее чем-то принципиально новым.
Многострадальная реформа
О реформе медицины у нас говорили с момента основания нового украинского государства (впрочем, как и о всех других реформах). При этом дальше точечных открытий медицинских учреждений с торжественным перерезанием ленточек дело не шло.
Лишь появление в правительстве в статусе и.о. министра здравоохранения В. Супрун ознаменовало собой начало действительно радикальных изменений, которые выразились в принятии Верховной Радой Украины нового закона о государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств (№6327) в октябре прошлого года.
Если попытаться выделить основной смысл реформы, то она сводится к нескольким основным принципам.
Во-первых, это т.н. принцип "деньги ходят за пациентом". То есть государство будет платить больницам и врачам за предоставленные конкретным пациентам медицинские услуги, а не за "содержание коек". Таким образом, только от количества пациентов, которых реально обслуживает врач, и должен будет зависеть его доход. При этом интересно то, что врачом, который может претендовать на деньги из госбюджета, может быть и сотрудник частных клиник. То есть, речь идет о создании своеобразного легального рынка «медицинских услуг».
Далее, законодательство предусматривает внедрение понятия т.н. "Государственного гарантированного пакета" - определенного объема медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным тарифам. Тарифы ежегодно будет утверждать правительство. При этом, государство гарантирует предоставление помощи в ряде случаев: при получении пациентом экстренной медицинской помощи, например, в случаях сердечного приступа, перелома, какой-либо угрозы для жизни; в случае получения пациентом первичной медицинской помощи у семейного врача; в случае получения неизлечимыми пациентами паллиативной помощи (государство обязуется оплачивать необходимое количество обезболивающих препаратов).
Если кратко попытаться определить содержание реформы, то она заключается в следующем: вместо полностью условно-бесплатной медицины внедряется ограничено бесплатная, но гарантирована в этих пределах государством.
Конечно, это означало смену старой модели и вызвало кучу недовольства и критики. Оппозиция к медицинской реформе организовалась в парламенте вокруг фигуры нардепа А. Богомолец. Наибольшую критику вызвало внедрение «сооплаты» за ряд медицинских услуг, ведь это фактически означало отмену бесплатной медицины (полностью бесплатными должна была остаться только неотложная помощь и помощь, которую могли оказывать семейные врачи), а потому могло толковаться как нарушение Конституции.
Критикуют и принцип «деньги за пациентом», ведь он не предусматривает государственного видения сети медицинских учреждений страны и их стратегическое развитие. Что касается медицинского страхования, то оно, в варианте реформаторов, не предоставляет возможностей для развития частного медицинского страхования, а следовательно, к развитию альтернативных систем медицинской помощи.
В общем, и сторонники, и противники выдвигают вполне рациональные аргументы, но только в рамках своей парадигмы. Сторонники реформы справедливо указывают на то, что никакой бесплатной медицины у нас никогда не было, а потому надо так перераспределить ограниченные государственные средства, чтобы обеспечить пациентам хотя бы какой-то объем государственной медицинской помощи и начать искоренение коррупции в системе. Противники же не менее справедливо указывают на то, что при уровне доходов граждан Украины трудно говорить о хоть какую-то оплату - неверно, да и отменить законом действие Конституции - невозможно.
Медицинская реформа и новый бюджет
Бюджет на 2019 уже поступил в парламент. Конечно, один из ключевых моментов этого документа - это деньги на продолжение медицинской реформы и ее наполнение реальным содержанием.
В частности, в 2019 году предполагается, что расходы на медицину будут увеличены до 92,3 млрд. грн.
При этом, далеко не все деньги предусмотрены только на те направления, которые традиционно связаны с «медицинской реформой». В частности, продолжается финансирование запущенной 2017 программы «Доступные лекарства», по которой люди имеют возможность получить бесплатно или с незначительной доплатой более 260 препаратов от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета II типа и бронхиальной астмы. Получить их можно в каждой третьей аптеке страны. В 2019 году предполагается, что правительственная программа продолжит работать, на ее финансирование в бюджете-2019 предусмотрено 1 млрд.
Данная программа - очевидная «уступка» пенсионерам, которые слабо понимают, что означает по сути медицинская реформа, а вот программы с предоставлением конкретных лекарств понимают более чем наглядно.
Также в бюджет заложены 5,9 млрд на бесплатные лекарства в больницах и вакцины. При этом правительство декларирует, что благодаря переходу на закупки через международные организации было сэкономлено до 39% государственных средств, что позволило приобрести больше препаратов для обеспечения больниц и лечения пациентов в стационаре. В частности, количество лекарств для лечения онкологических заболеваний удалось закупить на 85% больше. Также заявлено о полном обеспечении вакцинами для общенациональных прививок.
Очевидно, эти статьи должны продемонстрировать наглядность реформы для каждого, успешность преобразований в сфере государственных закупок лекарств, а, следовательно, последствия для граждан реализованных сдвигов.
Есть в бюджете и своеобразные «фишки», которые призваны прочно «принять» в общественное сознание, и вызывать положительные ассоциации с правительством Гройсмана. В частности, речь о т.н. «УЗИ Гройсмана»-программу финансирования из бюджета бесплатной диагностики для граждан. Предполагается, что пациенты смогут пройти бесплатную диагностику - это самые необходимые исследования и анализы, например, рентген, УЗИ, эхо сердца, маммография.
Наконец, самое важное, что заложено в бюджете с точки зрения медицинской реформы - начало изменений в первичном звене медицинской помощи - внедрение системы финансирования по принципу «деньги за пациентом». Также выделяется 1 млрд. грн. на реформу экстренной помощи. Эти средства будут направлены на закупку новых «скорых» с новым оборудованием, создание современных диспетчерских, повышение зарплат работникам бригад экстренной медпомощи, которые пройдут дополнительное обучение.
Если суммировать вышеизложенное, то проект бюджета 2019 характеризуется последовательным внедрением принципов медицинской реформы, «разбавленным» дополнительными популярными программами (вроде «социальных лекарств» или «УЗИ Гройсмана»). Очевидно, премьер-министр занял позицию последовательной поддержки концепции реформирования медицины и.о. министра здравоохранения.
2019 должен стать годом, когда все наконец должны почувствовать обещанные преимущества от реформирования медицинской сферы Украины. В то же время, это год выборов, когда может существенно измениться весь политический расклад в стране с соответствующими последствиями не только для медицины.
Реформа без перспектив возвращения
В общем, ситуация выглядит так, что точка невозврата уже пройдена. Не факт, что украинская медицина будет построена на основе «идеологии Супрун», но возвращение к положению дел до 2017 года уже выглядит мало реальным.
Постсоветская медицина как-то работала, выкачивая деньги из карманов пациентов, но вряд ли произойдет возвращение к ее идеологии. Функцию «ломки старого» медицинская реформа выполнила, а вот с перспективами строительства нового пока не все понятно.
Вариантов дальнейшего развития событий не так много.
Вариант первый. Реформа доводится до логического завершения. Пока он не выглядит наиболее реальным, ведь после ожидаемых 2019 президентских и парламентских выборов нас, скорее всего, будет ждать конфигурация власти, которая будет существенно отличаться от нынешней. Велика вероятность того, что к управлению медициной придут те, кто сейчас являются противниками реформы. А таких политиков хватает везде - от «правых» и до «левых».
Вариант второй. Полная отмена реформы. Он тоже не выглядит вероятным. Вряд ли удастся вернуть все, как было раньше. И, в общем, сама идея медицинской реформы у нас популярна, проблема лишь в том, что все видят реформу по-своему. Кроме того, отказ от реформы будет означать конфликт с «западными партнерами», на что тоже никто не пойдет.
Поэтому вероятным выглядит путь «модификации реформы», которые в итоге могут существенно изменить ее наполнения. Наиболее вероятным является то, что именно в таком контексте будут подавать проблему большинство политиков Украины.
Поэтому это не конец истории, а, скорее, промежуточный финал.
Петр Олещук